Теоретические вопросы        07 ноября 2017        10         0

Необходимость естественных законов

Необходимость естественных законов

Полное историческое описание сути естественного закона стало бы историей разума человека. Самый недавний период этой истории, период зарождения наук, относительно хорошо известен, по крайней мере, в общих чертах; всем известно, каким образом отвлеченные размышления греческих геометров оказались живым источником, из которого постепенно возникли геометрия, алгебра, механика, астрономия, физика, и, наконец, стало возможным промышленное развитие XIX века и подчинение, с каждым днем все более полное, сил природы гению наследников греческой мысли. Настоящая пружина этой великой эпопеи — покорения земного шара человеком, это — вера в человеческий разум, убеждение, что мир управляется не слепыми богами или случаем, а рациональными законами. Этот девиз платоников означает, что бог, управляющий вселенной, обладает разумом, подобным разуму геометров, т. е. что эти последние могут проникнуть в божественные и незыблемые законы мира; с того дня, когда человек понял, что он может поставить себе такую цель, он никогда от нее не отказывался; даже в самые мрачные периоды истории, когда материальные заботы поглощали почти всю энергию, нашлись рыцари духа, посвятившие свою жизнь, чтобы сохранить и передать факел античной мысли.

Однако всегда были, и теперь есть, метафизики, которые, ловко пряча под туманной, претенциозной или элегантной и картинной формой пустоту или бессвязность своих мыслей, проповедовали человеку презрение к уму и разуму. Мы постараемся определить точнее случаи, когда человеческий разум сталкивается с вопросами слишком для него сложными, и посмотрим, какова может быть тогда роль интуиции по сравнению с умом; но не нужно много размышлять, чтобы признать, что без своего ума эти якобы анти-интеллектуалисты, превозносящие энергию и волю, оказались бы по отношению к «интеллектуалистам», которых они презирают, в положении отважного дикаря, нападающего на робкого европейца, сидящего в блиндированном каземате и вооруженного прекрасным ружьем. Однако не нужно забывать, что ум дает возможность понять мир, но не может создать его. «Mundum regunt numeri» (числа правят миром) — правило, которым не надо злоупотреблять, пытаясь построить вселенную a priori, не прибегая к наблюдению; его надо истолковывать так: числа помогают понимать мир.

Но не только наука и ее промышленные применения делают понятие естественного закона необходимым условием нашего существования; императив еще более категоричен, если это возможно, когда мы остаемся на почве практической повседневной жизни. С этого ракурса зрения, история донаучного периода человечества была бы еще более поучительной, чем история последних двух или трех тысячелетий. Идет ли дело о возделывании земли, которой вверяются драгоценные посевы в виду далекой жатвы, или о бесчисленных проблемах, которые надо было разрешить при разведении домашнего скота, охоте, рыбной ловле, плавании, сохранении или приготовлении пищи, — человек мог существовать и прогрессировать только благодаря познанию все большего количества естественных законов и возрастающей вере в их значение. Какого бы метафизического мнения ни держаться относительно сущности законов природы, относительно того, чем они были задолго до появления человека и чем они будут, когда человечество исчезнет (если считать, что подобные вопросы имеют смысл),— несомненно, с точки зрения практической, или, как иногда говорят, прагматической, вера в существование этих законов является для нас необходимостью: мы не могли бы заснуть, если бы не были уверены в завтрашнем восходе солнца. Точно так же трудно себе представить существование человека, который, роняя камень на свою ногу, не ожидал бы, что камень упадет и отдавит ему ногу.

«Человеческая» необходимость естественных законов есть отправная точка всякого научного мышления; этот принцип так очевиден, что считается излишним повторять его в каждой научной работе; точно так же и мы могли бы его подразумевать; но мы этого не сделали потому, что случай, являющийся предметом этого размышления, противополагается именно понятию закона; следовательно, было, быть может, не бесполезным вкратце напомнить о выдающемся месте, которого нельзя оспаривать у этого понятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *