Теоретические вопросы        26 ноября 2012        158         0

Неолит

Неолит, относимый некоторыми естествоиспытателями в своих началах к VII тысячелетию, датируется для Западной Европы, примерно, половиной VIII тысячелетия, а для Малой Азии, Крита и части Востока — временем до XIV тысячелетия. То же условное начало неолита намечается для Египта и Месопотамии, так как в этих областях к V тысячелетию человек уже был знаком с металлом.

Неолит в Европе, протекающий в условиях, свойственных современной природе, и при наличии тех же животных и растений, которые окружают человека наших дней, представляет собою период земледельческой жизни. Охота, конечно, не исчезает, она остается по-прежнему, делом мужчины, земледелие лежит на женщине.

Земледельческий характер неолита налагает на все стороны жизни человека особый отпечаток.

Во всем заметно стремление к прочной и устойчивой форме, к разработанным в деталях и тонко отделанным орудиям производства, охоты, защиты и нападения.

После тяжелой борьбы охотника эпохи палеолита с новыми пришельцами и с дикими чудовищными зверями и после необыкновенного напряжения творческой воли, неолит вырабатывает относительно покойную и простую жизнь.

На долю неолитического человека выпала организация земледельческого быта: он сумел приручить и превратил в домашних животных быка и корову, овец, коз, свиней и, в некоторых местах, лошадь. Он разводил хлебные злаки наиболее примитивных видов: полбу, пшеницу, ячмень, а также бобы, горох и чечевицу. Он знал особый род водящегося на берегах Средиземного моря льна.

Соответственно земледельческим интересам, человек жил по большей части среди плодородной равнины, в построенных им хижинах, обычно на удобном холме, поблизости от реки. Иногда, впрочем, он селился на берегу озера или, хотя значительно реже и только в некоторых местах Европы, воздвигал свайные постройки среди озера.

В области техники неолитический человек также сделал значительные приобретения.

Он умел полировать каменные орудия и употреблял твердые горные породы для своего оружия и инструментов, умел добывать кремень, а в южных областях обсидиан, для изготовления изящных тоненьких ножичков и тщательно выделываемых наконечников стрел. Изготовление оружия носило характер сложившегося мастерства: известны места добычи кремня и обсидиана, и обнаружены целые «оружейные» мастерские.

Затем неолитический человек научился делать из глины сосуды различной формы, необходимые для приготовления пищи и для хранения зерна и молочных продуктов. Неолитический человек изобрел также ткацкое мастерство.

Все эти достижения, необходимые для культурной жизни, и сильнейшей степени содействовали организации устойчивых форм семейной жизни.

В руках женщины были сосредоточены производственные силы дома: работа в поле, тканье и изготовление сосудов.

Земледельческий и ремесленный производственный характер неолита сказался на искусстве этого периода.

По сравнению с живым натурализмом палеолитического искусства, вызванного к жизни в значительной степени соображениями магического характера и выполненного легкой и меткой рукой охотника под наблюдением его острого глаза, неолитическое искусство является бедным и условным.

Если провести параллель между хозяйственными формами и искусством, то следует сказать, что в палеолите подражательному натурализму соответствовала присваивающая культура, а в неолите производящая культура отвечала созидающему характеру ремесла и искусства.

В неолите человек нуждается, прежде всего, для своего примитивного хозяйства в созданном предмете. Он строит хижину, складывает очаг, лепит горшок, полирует и обтесывает кремень, изготовляет одежду, словом, он, прежде всего, создает искусственные предметы обихода, правда, исходя из давних подражательных природе форм, но все же не беря каждый раз из нее готовые объекты, как в палеолите.

Словом, на всем характере неолитического искусства лежит предметный отпечаток, будь то предмет обихода или статуэтка человека или животного.

Этой предметности, с которой были связаны упадок силы подражания и выражения движения, в значительной мере способствовали материал и характер композиции произведения искусства.

Прежде всего, должны были пострадать живопись и рисунки в рельефе, наносимые в палеолите на большие пространства стен пещер или на скалы. Скромная и малая по размерам неолитическая хижина не давала повода и возможности к крупным изображениям. Но, пользуясь дошедшим по традиции из палеолита приемом наносить рисунок на плоскость, неолитический человек свел живопись и рельеф на поверхность глиняного сосуда.

Очевидно при этом, что человек должен был наносить на него лишь орнаментальный рисунок геометрического стиля.

Какой смысл имело бы рисовать животных на сосуде в эту раннюю эпоху, если идеи, в силу которых животные наносились на стены пещер, потеряли при земледелии в значительной степени свою силу?

Впоследствии под влиянием орнаментализма сосуд покрывался, главным образом с чисто декоративными целями, композициями, в которых участвовали животные и, наконец, человеческая фигура.

Круглая скульптура тоже потеряла много в своей жизненной силе.

Неолитические статуэтки принадлежат мертвой, кристаллической природе, это не люди, а предметы, похожие на шар, колокол, пирамиду, обрубок или клин, как, например, женская фигурка из Кукутен около Ясс в Румынии, покрытая геометрическим узором, передающим татуировку, или из Фессалии с подобием головы из камня и глиняным туловищем.

Неолит

При этом эти статуэтки отличаются двумя «предметными» признаками: они фронтальны, поставлены условно-неподвижно, и орнаментованы с целью вызвать определенное «эстетическое» впечатление у зрителя.

В соответствии со сказанным, искусство неолита в гораздо большей степени, чем в палеолите, получает прикладное значение и, главным образом, направлено на украшение произведений керамики.

Развитие религии усиливает в человеке потребность овеществлять представления, и предметность, свойственная религии, находит свое выражение в статуэтках и в применении геометрических символов религиозного значения.

Таковы в общих чертах характерные особенности неолитического периода Европы, с которыми сходны неолитические культуры и других материков.

Неолит — время оседлого земледелия и эпоха влияния женщины. Это период «крестьянского» искусства геометрического стиля и матриархата.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *