Теоретические вопросы        27 октября 2012        105         0

Неолитические культуры долины Нила

Теперь, наконец, мы можем подойти к реальному исследованию вопроса о происхождении земледельческого и скотоводческого хозяйства в Египте.

dolina-nila

Возникли ли неолитические культуры долины Нила тут же, на месте, в результате перехода африканских собирателей пищи к использованию природных возможностей? Мы не имеем еще никаких доказательств, произрастания в Северной Африке предполагаемых диких предков пшеницы и ячменя; положительно неправдоподобно и то, что там водились дикие овцы. Нет никакого сомнения и в том, что неолитические кремневые орудия, изготовленные с применением техники двусторонней обработки, не могут вести свое происхождение ни от североафриканской капсийской или оранской традиции обработки ножевидных пластин, ни от себильской культуры долины Нила, проявляющей скорее склонность к производству микролитов. Они могут, однако, восходить к североафриканской атерийской культуре или к восточноафриканской культуре Стилл Бей. С другой стороны, Кэтон-Томпсон еще в 1928 году отмечала, что даже бадарийцы не пользовались великолепным слоистым кремнем, богатые залежи которого были у них под рукой в эоцэновых скалах севернее 25 параллели, а, подобно омарийцам, отдавали предпочтение, разбросанным на поверхности земли кремневым желвакам. На этом основании она делает вывод, что предки бадарийцев жили южнее мест залежей слоистых пластов кремня. Брайтон, Юнкер, Шарф и Баумгертель также настаивают на близком сходстве бадарийской и даже меримдийской культур с культурами Нубии.

В 1945 году открытия Аркелла в Судане дали возможность проверить эту гипотезу путем сопоставления ее с археологическими данными. Аркеллу удалось проследить близ Хартума древние культуры, имеющие общие черты с неолитическими культурами Египта. Ране-хартумская или «хартумская мезолитическая» культура принадлежала охотникам-рыболовам с заметными признаками негроидности; они жили в период, когда выпадение дождей в долине Нила было значительно сильнее, чем в наши дни, и разбивали недалеко от Нила сезонные стоянки. Они оснащали свои дротики и стрелы сегментовидными микролитами из кварца или более крупными риолитовыми пластинками такой же сегментовидной формы. Рыбу они били толстыми костяными гарпунами с одним рядом зубьев.

Они не занимались ни выращиванием злаков, ни разведением домашнего скота. Тем не менее, они умели делать прекрасную, хорошо обожженную глиняную посуду и украшали ее волнистыми линиями и другими узорами, нанесенными позвонком сома. Аркелл предполагает, что именно эта керамика могла позднее развиться в бадарийскую керамику с волнистой поверхностью. Покойников, очевидно, хоронили прямо на месте стоянки, а не в отдельных могильниках. Имеются свидетельства об обычае этих людей удалять у себя верхние резцы.

Эта «мезолитическая» культура в результате своего дальнейшего развития дала «хартумскую неолитическую» культуру, или, как ее еще называют, «культуру скругленных долот», характерной особенностью которой было разведение очень мелкой породы коз. Создатели этой культуры все еще не занимались земледелием, а продолжали охотиться, применяя в качестве оружия дротики с сегментовидными вкладышами и дисковидные булавы, и ловить рыбу на вырезанные из раковин крючки (с такими же насечками, как у натуфийских) и с помощью костяных гарпунов. Они выделывали также из кости клиновидные топоры с полированными лезвиями, предназначавшиеся, возможно, для разделки туш гиппопотамов и слонов. Но для работ по дереву они изготовляли топоры и скругленные долота из риолита, лезвия которых заостряли также путем полировки. Орнаментация их керамики восходит к волнистым линиям на ране-хартумской посуде, но при этом горшки часто покрывали облицовкой, а иногда красновато-коричневой ангобой, после чего обжигали с тем расчетом, чтобы одна часть сосуда приобрела красную окраску, а другая — черную; как по технике производства, так и по формам эта керамика приближается к бадарийской. Наконец, можно добавить, что эти скотоводы, разводившие только коз, носили бусы из скорлупы страусовых яиц и в редких случаях из амазонита, который они, так же как население неолитического Фаюма, очевидно, получали из Тибести (Сахара) или из Восточной пустыни.

Конечно, трудно устоять против соблазна отождествления этих диких или, во всяком случае, крайне варварских негроидных племен Верхнего Нила с предполагаемыми южными предками земледельцев — скотоводами Бадари, Таса или Меримде. Тем не менее, мы не располагаем никакими стратиграфическими или какими-либо иными данными, позволяющими установить хронологическую взаимосвязь между этими культурами Судана и египетскими культурами. Возможно, что эти культуры принадлежали каким-то отсталым современникам амратийцев или герцейцев и что мы наблюдаем здесь такую же картину, как и в Нубии, где варварство царило еще в течение долгого времени после того, как на территории, находящейся ниже первого порога, уже утвердилась относящаяся к историческим временам цивилизация фараонов. Можно даже допустить, что суданские культуры предшествовали египетским, и предположить, что носители этих культур, спускаясь постепенно вниз по течению Нила, достигли Таса и даже Меримде, но в таком случае они все же должны были где-то на середине своего длинного пути начать культивировать пшеницу и ячмень и разводить овец. Однако, как мы уже убедились, трудно предполагать, что в тех местах, которые им пришлось бы пересечь, произрастали дикие предки этих злаков. Утверждают, что древнеегипетские овцы были привезены в Африку из Азии через Баб-эль-Мандебский пролив. Кроме того, нужно добавить, что, несмотря на сходство рыболовных орудий и булав, кремневые орудия с двусторонней отделкой, столь характерные для египетского неолита, в Хартуме не представлены. Такие орудия мы находим западнее, в области распространения атерийской культуры.

Следует также заметить, что глиняная посуда с гребенчатым и вдавленным орнаментом, в какой-то степени родственная ране-хартумской керамике, была обнаружена на поселениях, расположенных очень далеко от Хартума, на другом краю Сахары. В Нигерийской Сахаре наряду с этой посудой мы встречаем, как и в неолитическом Хартуме, костяные гарпуны, рыболовные крючки и каменные топоры, но вместе с тем и наконечники стрел с выемчатым основанием. Эти находки относятся к весьма неопределенному времени. Правда высказывают мнение, что эта керамика и другие, типично неолитические черты сахарских культур должны вести свое происхождение из Египта. Но теоретически здесь мог иметь место и обратный процесс, конечно, лишь при условии, что где-то в этих районах, например на плоскогорьях Центральной Сахары (Тибести и Тассили), произрастали дикие злаки и водились дикие овцы.

Если допустить здесь присутствие земледельцев или скотоводов, наследников какой-то неоатерийской традиции, можно предположить, что постепенно под давлением засухи часть их могла быть оттеснена к долине Нила, откуда они могли попасть одновременно и в Египет и в Судан. Но в таком случае надо полагать, что мезолитическая и неолитическая культуры Хартума не предшествовали неолитическим культурам Верхнего и Нижнего Египта, а существовали параллельно с ними.

Каждый из этих предполагаемых вариантов, суданский и сахарский, требует еще для своего подтверждения значительного восполнения существующих пробелов, а пока можно только сказать, что оба они свидетельствуют о стремлении отодвинуть происхождение египетского земледелия и скотоводства еще на целую стадию вглубь веков. Дискуссия на эту тему показала, что черты, характерные для неолитических культур Египта, встречаются уже в очень ранние периоды в различных местах Северной Африки на широком пространстве от Белого Нила до озера Чад. Эта дискуссия помогла также разобраться в том, что тасийско-бадарийская, а также — меримдийско-омарийская традиции носят в основе африканский характер. На языке лингвистики это должно соответствовать хамитическому элементу в Египте исторической эпохи. В области же этнографии это может послужить объяснением удивительного сходства между обычаями и предметами обихода современных племен, населяющих долину Нила и Сахару, и древнеегипетского населения эпохи фараонов. Но при всем этом вопрос о происхождении неолитических культур Египта остается неразрешенным.

Следует, однако, отметить наличие в неолитических культурах, по крайней мере, Нижнего Египта также и северных или азиатских элементов. Прежде всего, конечно, об этом свидетельствует выращивание в Эль-Омари пшеницы однозернянки. Однако это отнюдь не единственный пример азиатского влияния. Производство в Эль-Омари и Меримде орудий из ножевидных пластин не может вести свое происхождение от атерийских или себильских традиций, но вполне вероятно, что оно возникло здесь под азиатским влиянием. Фаюмские гарпуны и меримдийские рыболовные крючки находят себе аналогии в натуфийской культуре Палестины, аванпосты которой были обнаружены благодаря наличию характерных микролитов в Синае и даже в Гелуане. Уже давно отмечено, что простая темная меримдийская керамика с ее ковшами и горшками, подражающими кожаным сосудам, находит удивительно близкие аналогии среди глиняной посуды западно-неолитической культуры Европы на всем ее протяжении от Иберийского полуострова до Британских островов. Известно также, что найденная в этом поселении древнейшая керамика с нелощеными полосами, украшенными нарезным елочным орнаментом, сильно напоминает некоторые неолитические сосуды Палестины. Таким образом, не лишено вероятия, что хлебные злаки и домашние животные, так же как и некоторые другие элементы неолитической культуры, могли проникнуть в Египет из Азии. Если это так и было, то азиатская традиция должна была даже в Нижнем Египте перемешаться с уже-ранее принятыми там африканско-атерийскими традициями. В таком случае, однако, идея земледелия и скотоводства должна была распространиться вверх по течению Нила сначала до Таса, а еще позднее до Хартума. Но для того чтобы решить, было ли это возможно с хронологической точки зрения, необходимо изучить последовательный ряд более поздних культур. Определенностью и полнотой отличается лишь последовательный ряд культур Верхнего Египта. Ничего подобного мы не находим в Нижнем Египте, где до 1940 года в типологическом ряде между древней неолитической деревней Меримде и Мемфисом — городом эпохи фараонов — зиял ничем не заполненный пробел!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *