Производство ткани, одежды        12 мая 2012        60         0

Несшитая одежда

(Индия)

Судя по дошедшим до нас рельефным и скульптурным изображениям, большинство населения Индии начиная с глубокой древности носило несшитую одежду: шарфы, длинные пояса, набедренные повязки и тюрбаны. Очевидно, для разных частей этой одежды изготовляли полосы ткани определенной длины и ширины.

Какие бы то ни было детали сшитой одежды в древнеиндийских памятниках искусства отражения не получили.

То, что Э. Маккей называет короткой юбкой на некоторых женских статуэтках или длинной юбкой на мужской фигуре из ареала цивилизации Хараппы, является, по нашему мнению, набедренной повязкой-запашкой, надевавшейся подобно современным лунги, т. е. прямой полосой ткани, два угла которой завязывали на животе узлом и так туго затягивали вокруг талии верхний край этой полосы, что под этот затянутый край подтыкали, как это делают и теперь, оба верхних угла, вслед за чем край закатывали валиком в виде пояса, и эта повязка таким образом прочно удерживалась на бедрах. Но пояса, придерживавшие такие набедренные повязки, вероятно, тоже носили, что и нашло свое отражение в ряде фигурок той эпохи.

Плащи, один из которых изображен на знаменитой статуэтке «жреца», или шали, вроде той, которую Э. Маккей называет плащом, «который скрывает руки, но оставляет открытой грудь» еще на одной из фигурок цивилизации Хараппы, тоже были в употреблении. На многих из этих фигурок можно видеть и такие же большие, сложные и разные по способу закрутки головные уборы, как на скульптурах всех более поздних веков и на головах многих жителей современной Индии. Подобные уборы, как и набедренные повязки, обнаруживаются и на статуэтках из Элама III тысячелетия до н. э.

Можно предположить, что доарийское население страны, будучи после прихода арьев в значительной своей части оттеснено в области Восточной Индии и на Декан, принесло с собой в эти районы свойственную ему традиционную несшитую одежду. Видимо, несшитой одеждой здесь пользовалось и местное население; все это подтверждается дошедшими до нас памятниками искусства, древнейшие из которых датируются первой половиной I тысячелетия до н. э.

Сопоставляя известные нам данные об одежде жителей древней Индии начиная со II тысячелетия до н. э., мы можем выделить два основных ее типа, связанные с определенными этно-историческими общностями: несшитую одежду неарийских народов и сшитую одежду арьев (всех волн их переселений). Вместе с тем нельзя не отметить, что в результате контактов с местными народами, а также под воздействием климатических условий Индии потомки арьев должны были усвоить — и, совершенно очевидно, усвоили — многие детали костюма, свойственного древним жителям этой страны. Поэтому не представляется возможным провести четкую границу между областями распространения одежды, свойственной той и другой группе народов. Существовали переходные формы, в которых сочетались отдельные элементы сшитой и несшитой одежды, но все же в целом почти на всей территории древней Индии, за исключением северо-запада, была распространена несшитая одежда.

О явном преобладании в древнеиндийском обществе до конца I тысячелетия до н. э. несшитой одежды говорит и то, что в «Артхашастре» практически отсутствуют какие бы то ни было указания о работе портных. Эти ремесленники упоминаются лишь в одном-двух местах, да и то комментаторы спорят о правильности понимания этого термина в памятнике. Не исключено, что в обязанность этих ремесленников входило изготовление доспехов из хлопчатобумажных тканей. Такие доспехи, очевидно, были в большом ходу, судя по тому, что о них в «Артхашастре» упоминается неоднократно. Что собой представляли эти доспехи, сказать трудно, так как не сохранилось их подробных описаний или изображений. Можно думать, что они напоминали воинский костюм традиционного индийского народного театра, отдельные детали которого сделаны из нескольких слоев грубой хлопчатобумажной ткани, на которую нашиты металлические пластинки. Эти детали следующие: оплечья; род широкого воротника, прикрывающего верхнюю часть груди и спины; нагрудник, укрепляемый при помощи широких, перекрещивающихся на спине полос ткани; широкий пояс.

Несшитая одежда, как мужская, так и женская, предстает перед нами на всех наиболее древних и наиболее традиционных по исполнительской манере изображениях людей.

Несшитая одежда

Терракотовые статуэтки из Матхуры. Слева-VIII-VI вв. до н.э. Одежда — видимо, жгут из ткани. Справа-III-II вв. до н.э.
Несшитая одежда мужчин, как правило, двухчастна набедренная повязка и головной убор. Иногда она состоит лишь из одной набедренной повязки, а иногда бывает и трехчастной — на плечи или на спину накинут длинный шарф, концы которого спускаются спереди вдоль тела или свисают с локтевых сгибов. Шарф иногда закручен и вокруг бедер. Обувь отсутствует. Лишь аскеты изображаются в деревянных сандалиях, закрепленных на ногах при помощи деревянного же штифта с плоской шляпкой, продеваемого между большим и вторым пальцем ноги. Иногда, хотя и редко, сандалии изображены также на ногах царей или воинов.

Самые древние известные науке фигурки женщин либо не имеют никакой одежды (например, так называемая танцовщица из Мохенджо-Даро, III тысячелетие до н. э.), либо несут на себе изображения опоясок по линии бедер: таковы фигурки «богини-матери» из Хараппы и Сари-Дхери (III тысячелетие до н. э.) или «богини плодородия» из Матхуры (начало I тысячелетия до н. э).

Трудно сказать, из чего сделаны такие опояски. На первых двух фигурках, возможно, изображена задрапированная ткань, на третьей же — или цепь из последовательно скрепленных пластин, или же ткань, свитая жгутом. На такой жгут похожа и опояска на бедрах терракотовой фигурки из Матхуры, относящейся к гораздо более позднему времени — III в. до н. э.

Многие изображения, относящиеся к самым разным областям Индии и датируемые последними веками до н. э.- первыми веками н. э., позволяют сделать вывод, что пояса и низко повязанные опояски и шарфы, а также цепочки или бусы, охватывающие в несколько рядов бедра, могли иногда заменять женщинам набедренную повязку. Таковы изображения женщин из буддийских пещерных храмов в Карли (современный штат Махараштра), I в. до н. э., и буддийского монастырского комплекса Нагарджуниконды (штат Андхра-Прадеш), III в. н. э., скульптурные и горельефные фигуры на воротах и оградах буддийских ступ в Санчи (Центральная Индия), II-I вв. до н. э., и Матхуре (к югу от Дели), II в. н. э., фигура из Файзабада (в центре штата Уттар-Прадеш), I в. н. э., и ряд других изображений. Но у нас нет никаких оснований полагать, что в эту эпоху все женщины одевались только так. Многие из подобных скульптур изображают или персонажей мифов (таких, например, как духи лесов — якшини, небесные нимфы — апсары и т. п.), или же гетер, а поэтому можно думать, что изображенный костюм не всегда соответствует реально существовавшей одежде большинства женщин. Однако и большой разницы, вероятно, не было, поскольку одежда женщин, которых по сюжетному содержанию композиций можно принять за горожанок и крестьянок, отличается от одежды вышеописанных фигурок лишь тем, что узкая набедренная опояска одним концом пропущена между ногами. Таковы некоторые персонажи бытовых сцен из рельефов буддийских памятников — Нагарджуниконды, Санчи, Карли, а также индусских храмов в Айхоле, в Бхубанешваре и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *