Техника живописи и скульптурные приемы        25 февраля 2011        53         0

Нетленный пурпур и «греческий» огонь

Наших современников не перестают удивлять яркие краски древних росписей домов, храмов, общественных сооружений. Из чего же делали наши предки краски? В древнем мире для их приготовления также использовали минеральное сырье. Сведения о красках и материалах, из которых они готовились, приводятся в работах Теофраста, Витрувия и Плиния Старшего.

Белую краску чаще всего делали из мела, смешанного с перетолченным стеклом белым, а также из извести и гипса. Очень широко употреблялся паретоний — белая краска, которая, по мнению современных исследователей, представляла собой гидрат окиси кальция. Грекам были известны и свинцовые белила, которые получали путем воздействия уксуса на свинец. Мелосская краска, по всей видимости, изготавливалась из белой глины с некоторыми примесями.

Основной и едва ли не единственной желтой краской в античную эпоху была охра разных оттенков. Наилучшей охрой признавалась аттическая. Гораздо более темную охру добывали на острове Скирос и в Ахайе (Балканский полуостров). Химический анализ античных фресок желтых красок показал, что те состоят из охры, перемешанной с мелом и известью углекислой; реже встречается охра из окиси свинца, смешанного с суриком. Существовала также желтая краска, не применявшаяся во фресковой живописи. Вероятно, это был желтый мышьяк.

В античном мире использовали большой набор красных красок. Красная краска готовилась из естественного и искусственного красного мела, сандарака (красного мышьяка), свинцового сурика, естественной и искусственной киновари. Материалом для искусственной киновари служил красный песок. Особенно хорошими красящими свойствами обладала индийская киноварь, которая применялась для изготовления пурпура. Одежды, окрашенные пурпуром, считались отличительным знаком царственного происхождения. Страбон упоминает также сандик, добываемый в Армении, который цветом напоминает пурпур. Современный анализ античных красных красок показал, что в их составе чаще всего встречаются окись железа, охра красная железная, сурик свинцовый и киноварь. Установлена также помесь охры красной с медной синевой.

Зеленую краску — хризоколлу изготавливали из малахита. Предварительно руду дробили и толкли в специальных ступах. По месту изготовления различали армянскую, македонскую и кипрскую хризоколлы. Использовали также и зеленый мел.

Среди синих красок древнего мира известны три вида: скифская, кипрская и египетская лазури. Эти краски преимущественно готовились из минерала лазурита.

Большой интерес представляют существовавшие в античную эпоху сведения о горючих ископаемых. Этот вид минерального сырья использовался сравнительно редко. Однако ученые тех времен уделяли ему большое внимание.

Горючие вещества — серу, селитру, смолу — использовали главным образом для военных целей, в частности для приготовления различных зажигательных смесей. Яркую картину применения горючих смесей осажденными дает римский историк Геродиан (около 170 — около 240 гг. н. э.). Он пишет, что аквилейцы, смешав серу, селитру и смолу, наливали эту смесь в пустые сосуды с длинными ручками, затем поджигали ее и горящую смесь лили на подступавших к стенам воинов.

Знакомы были в античную эпоху и с нефтью. В разных местах Малой Азии и Среднего Востока были обнаружены многочисленные источники нефти. Однако, по словам Плиния Старшего, «пламенная и родственная огню природа нефти препятствует се применению». В лучшем случае, по данным Геродота, из нефти получали масло для светильников. Плутарх пишет, что в Вавилонии, куда направился Александр Македонский, великого полководца особенно изумили пропасть в Экбатанах, из которой все время, словно из источника, бил фонтаном огонь, а также нефтяной поток, который был так велик, что образовал неподалеку от этой пропасти озеро. Далее он пишет: «Нефть в остальном похожа на асфальт, но это такое горючее вещество, что его не надо зажигать: оно вспыхивает от светлых лучей и часто горит в воздухе. Варвары, желая показать силу и свойства нефти, слегка обрызгали ею проулок, ведший к царской ставке; стали затем в конце этого проулка и обратили светильники в сторону, которая была увлажнена; уже темнело. Сразу же вспыхнул передний край, огонь распространился в один миг и быстрый, как мысль, добежал до другого конца, так что весь проулок стоял в огне». Плутарх отмечает, что «некоторые, справедливо указывая на правдивость мифов, говорят, что нефть как раз и была тем особым снадобьем, которым Медея, по рассказу трагедии, смазала венок и пеплос [Ясона]. Пламя, однако, вспыхнуло не от них и не само по себе: вблизи был огонь…» Особенно удивительным было для древних свойство некоторых продуктов нефти быстро загораться. Это легко понять, если учесть, что раньше для зажигания любого горючего материала требовалось довольно значительное время. При описании месторождений жидких горючих и других минеральных веществ Страбон дает даже их упрощенную классификацию. Так, источники Согдианы он подразделяет на щелочные, асфальтовые, клейкие, масляные и сернистые.

Представляют интерес также краткие сведения, сообщаемые Теофрастом о применении минерального угля при плавке и ковке металлов. В сочинении «О камнях» он пишет, что некоторые камни не сгорают в течение продолжительного времени. При том возникает весьма тяжелый и мерзкий запах. Уголь, который по обычаю называют антрацитом и вырывают из почвы, по своей природе землистый. Угли эти применяют кузнецы во время обработки железа. На одном руднике во Фракии нашли камень, похожий на гнилое дерево и начинал гореть, если на него лили масло, однако огонь тух как только масло сгорало. Далее древний ученый пишет, что сначала рабочие ищут самые плотные и землистые разности угля (причем некоторые из них даже уплотняют для получения большей огне-родящей силы).

Таким образом, в эллинистический период были знакомы с углем. Неясно только одно, какой это был уголь: каменный или бурый. Большинство современных исследователей считают, что это был бурый уголь.

Особо остановимся на торфе. По-видимому, единственное упоминание этого полезного ископаемого во всей античной литературе имеется у Плиния Старшего. Описывая германское племя хавков, проживающее на побережье Северного моря, он пишет, что «они собирают руками ил, сушат его и употребляют эту землю в качестве топлива для приготовления пищи и согревания».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *