Доисторические поселения        14 марта 2013        70         0

Ниппур

Ниппур

Первые раскопки великого города шумерской эпохи — Ниппура предприняли в конце позапрошлого века американские археологи во главе с Г. Ф. Гильпрехтом. Холмы городища Ниппур, в наши дни носящего название Ниффер, тянутся почти на полмили по обеим сторонам старого русла р. Шатт-эль-Нил, к северо-востоку от Дивании. В северо-восточной части городища под холмами лежат развалины укрепленного «священного квартала», наиболее высокими зданиями которого являлись зиккурат и храм, посвященный Энлилю. Раскопки, возобновившиеся в 60-х годах прошлого века под руководством Р. Хейнса, были сосредоточены на участке между зиккуратом и старым руслом реки, где был найден раннединастический храм, посвященный Инане, «царице небес». Подобно храмам того же типа на памятниках района р. Диялы, он перестраивался на протяжении всех трех этапов раннединастического периода, вследствие чего здесь удалось получить информацию, самым существенным образом пополнившую наши знания о характеризующих этот период изменениях в архитектуре, скульптуре и орнаментации керамики. Большой интерес в этом отношении представляли находки в двух слоях, VIII и VII (нумерация сверху вниз), относящихся соответственно к этапу РД-II и к периоду перехода от него к РД-IIIa, т. е. к этапу, современному «царским гробницам» Ура.

Храм в слое VII имеет несколько примечательных черт. К двум его одинаковым и симметричным святилищам, находившимся на одном конце продолговатого здания с довольно сложной планировкой, проходили через анфиладу двориков и проходных помещений, причем в двух последних крыша поддерживалась круглыми кирпичными колоннами. Кроме того, в нарушение общепринятой практики того времени, одно из святилищ имело дверной проем во внешней стене на главной оси здания, что характерно для сооружений последующих периодов. Эти слои храма Инаны дали также богатый «урожай» скульптуры, частично в виде вотивных статуй, которые, залегая в четкой стратиграфической последовательности, предоставили ценный материал для исследования эволюции художественного стиля. Искусство высокого рельефа представлено интересной серией квадратных «настенных досок», назначение которых до сих пор неизвестно, хотя эти фигурные композиции и встречаются практически на всех памятниках этого и последующих периодов. Уже произведен предварительный анализ типов керамики, в значительной мере подтвердивший хронологические выводы, сделанные в публикациях материалов по стратиграфии района р. Диялы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *