Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

О происхождении изобразительного искусства

Если мы от религии переходим к искусству, то отнюдь не потому, что оба эти направления духовной культуры были напрямую в своем происхождении или содержании связаны. В науке прошлого, однако, имеет весьма распространенное хождение «теория», выводящая возникновение искусства из религиозных форм, в частности из магии и тотемизма.

Вопрос об истоках искусства в различных его формах, как и о сущности первых его проявлений не лишен сложности. Однако указанную ранее «теорию» следует решительно откинуть. Достаточно вспомнить что, как мы это знаем по археологическим изысканиям, и религия и искусство, в частности изобразительное искусство, проявляются в одно время на ориньяко-солютрейской поры, или на этапе возникновения родового строя. Отклонять из религии искусство означает предположение пред-существование последней, стало быть, религию причислять к самым ранним этапам человеческого существования, причем в столь довольно уже развитом виде, что она способна вызвать новое сложное свое проявление на непосредственно следующем этапе. Не приходится озвучивать, что религия способна оказывать на искусство влияние, но это только потому, что вообще все формы идеологии тесно соприкасаются и влияют друг на друга, причем религия в большей мере, обладая крайней активностью, ищет себе выражения и оказывает влияние как на иные формы идеологии, проникая в язык, мышление, науку и пр., так и на общественные отношения.

О происхождении изобразительного искусства

Рисунок на камне. Ориньякская культура.

Еще одна теория, а о ней стоит упомянуть, выводит искусство из чувства красоты и эстетизма как-бы присущего человеку органически. На самом же деле в человеке чувство эстетики развивается на протяжении его развития в духовном плане, на почве восприятия совершенства, гармонии и красоты, присущих природе лишь в тот момент, когда человеком начинают воспроизводиться такие природные качества в произведениях собственного труда и во всевозможных формах выражения личных чувств и собственной мысли, т. е. в разнообразных формах уже возникшего искусства. По этому, эстетизм источником искусства являться не может, а искусство, как и природа, в человеке эстетическое чувство развивает самостоятельно.

Вообще, ни каким образом не приходится искусство выводить из какого-либо другого идеологического явления, делать его надстройкой над надстройкой. Искусство имеет общий источник со всеми идеологическими явлениями.

Общим таким источником первобытного искусства в любых его проявлениях является труд и вся трудовая деятельность человека древности. С развитием человека и человеческой общины, с усложнением идеологии этот начальный источник искусства, естественно, становится все более опосредствованным заново появляющимися видами деятельности и человеческих отношений. По существу и своему содержанию искусство первобытности в его всех разнообразных видах представляет не что иное, как форму выражения, соприкасающуюся с деятельностью труда человека, его чувствований, восприятий, настроения и мысли. Данное искусство ни как не является самоцелью, искусством для искусства, а возникает в обществе из потребности человека в общении, стремлении передать свои мысли и чувства.

Первоначальное содержание искусства, его сюжеты и мотивы в свой черед целиком определяются трудом человека в коллективе. С общественным развитием и его отношениями сюда присоединяются во всем их многообразии и во всей той сложности восприятия, чувства, мысли и пр., связанные с личными переживаниями и общественными отношениями человека.

По понятной причине, из разных видов искусства памятники археологии непосредственно сохранили отпечатки исключительно изобразительного искусства.

Памятники раннего палеолита (Шелль, Ашель, Мустье) не обнаруживают никаких признаков наличия изобразительного искусства. Зато вместе с тем подъемом в развитии общества первобытности, который представлен ориньяко-солютрейской стадией, здесь все виды изобразительного искусства появляются сразу. Мы имеем здесь рисунок, который содержит в себе контурное изображение весьма примитивного уровня, путем вырезания или высечения на камне, роге либо кости. Одинаковая примитивность в живописи, ограничивающаяся аналогично контурным наскальным изображением, в черной либо красной краской, нанесенным, по всей вероятности, при помощи пальца. В качестве сюжета преимущественно выступает какой-то вид животного — лошадь, олень, носорог, лев. Обычно дана только голова, редко — вся фигура. Строго реалистичен стиль, что в особенности относится к рисунку.

О происхождении изобразительного искусства

Рисунок на стене пещеры. Ориньяко-солютрейская культура.

Условные изображения ориньяко-солютрейской эпохи собою представляют ряд точек или линий. Скульптура круглой формы представлена по большей части женскими фигурками, высеченными из камня мягкой породы, известняка, мергеля, реже — из кости мамонта. Редко попадаются мужские фигурки и единичны фигурки животных. Женские фигурки выполнены в манере реализма, тем не менее, иногда туловище вытянуто и значительно подчеркнуты половые признаки. Лицо отсутствует, а руки условны. Изредка фигурка дана в сидячей позе. Обыкновенно высота этих скульптур — пять-десять сантиметров, изредка больше пятнадцати. Прекрасный образец таких фигурок, найденный в Виллендорфе, в Австрии, был прозван «Виллендорфской Венерой». Сходный характер имеют большие рельефные изображения женщины на скалах.

О происхождении изобразительного искусства

«Виллендорфская венера»

Следом за этими первыми, однако, уже вполне уверенными шагами мадленская культура представляет картину прекрасного расцвета в изобразительном искусстве. Правда, скульптура здесь встречается гораздо реже, причем женские фигурки почти совершенно исчезают; попадаются лишь изображения головы животного. Зато рисунок достигает уже для своего времени поистине замечательного совершенства. Попадаются, конечно, и менее удачные вещи. И здесь сюжетом в большинстве случаев становятся крупные животные — основной объект охоты той поры: бизон, лошадь, олень, изредка — мамонт, носорог, хищники же еще реже. И здесь изображения животных одиночны, композиции очень немногочисленны, иногда группа животных дается путем повторения одной детали, например, стадо оленей изображается в виде ряда ветвящихся рогов. Встречаются изображения рыбы, лосося, щуки, карпа, голавля и др., изредка — птицы. Изображения человека довольно редки, причем эти рисунки всегда менее реалистичны и менее удачны. Изображения растений столь же редки. Особое место в мадленском рисунке за изображениями, представляющими полулюдей-полу-животных.

Значительно выше по сравнению с ориньяко-солютрейским искусством стоит и живопись Мадлена. Это обычно высеченный контур прямо на скале, расписанный красками, белой, красной, желтой и черной, причем красная присутствует в большем объеме. Краски эти, как показали исследования, минеральные, размешанные с жиром или костным мозгом. На мадленских стоянках часто встречаются, очевидно, заготовленные впрок краски в растертом и смешанном виде, найден даже костяной флакон в котором сохранился порошок красной охры. Сюжетом мадленской живописи служат почти исключительно крупные травоядные животные, в особенности бизон и олень, редко — хищники. Размеры изображений по обыкновению весьма велики, доходят до 2,5 м. Судя по тому, что мадленские изображения располагаются преимущественно в глубоких пещерах, надо думать, что работа производилась при искусственном освещении теми жировыми лампами, которые находят на стоянках этой культуры. Встречаются пещеры, представляющие собой целые собрания палеолитической живописи. Живопись и рисунок Мадлена выделяются большим реализмом, в них обнаруживается нередко замечательное знание натуры. Оставаясь по большей части контурным и лишь иногда покрытый штриховкой, мадленский рисунок отлично экспрессивен. В противоположность неподвижности ориньяко-солютрейских изображений, натура в мадленском рисунке наполнена движением, отлично переданы различные позы, особенно удачно — поворот головы.

О происхождении изобразительного искусства

Рельеф на каменной плите. Ориньякская культура.

Не лишен мадленский рисунок и перспективности. Живопись хорошо передает объем, при этом пластичности достигают распределением светлых и темных тонов; иногда дается красочный фон. На смену неполному изображению натуры в предшествующую смену в Мадлене, и рисунок и живопись дают животное чаще полной фигурой. Наконец, гораздо выше стоит в Мадлене и условный рисунок. Мы встречаем здесь уже либо стилизованное изображение животного, либо свободный орнаментальный мотив, нанесенный на какое-нибудь орудие. На ряде образцов рисунка данной поры прослеживается переход от изображения с признаками реализма к стилизации с орнаментом.

О происхождении изобразительного искусства

Рисунок на камне. Мадлен.

Не стоит, конечно, преувеличивать художественных достоинств палеолитического искусства. Культурно-историческое его значение состоит, во всяком случае, в том, что перед нами первейшие образцы человеческого творчества в изобразительном направлении.

Произведения ориньяко-солютрейского и мадленского изобразительного искусства можно встретить везде, где мы находим памятники данных культур. Выдающимися памятниками палеолитической живописи являются пещеры: Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Прекрасные образцы скульптуры дали памятники, найденные на территории России: Гагарино, Костенки, Мальта и др.

Особенное место по сюжету и манере за рисунком, так называемой капсийской культуры (от названия оазиса и города Гафса — римское Капса — в Тунисе). Эта культура, имеющая соответствия с европейскими культурами верхнего палеолита и раннего неолита, распространена в юго-восточной Испании, отчасти в Италии, в Северной Африке, Малой Азии, отчасти на Кавказе. Изображения представляют собой здесь главным образом силуэтный — из черной и красной красок — рисунок на скалах, но не в пещерах, а на открытых местах. Размер обычно небольшой.

О происхождении изобразительного искусства

О происхождении изобразительного искусства

Рисунки на стенах пещеры. Мадлен.

Крупнейшее достижение капсийского искусства — кроме изображений одиночных фигур переход к композиции, иногда довольно сложной. Это бытовые картины, сцены охоты, эпизоды войн. Капсийский рисунок чрезвычайно экспрессивен, изображение в основе реалистично, но стремление передать движение ведет к крайней условности.

О происхождении изобразительного искусства

Бизон со стрелами. Рисунок на скале. Мадлен.

Зато изобразительное искусство раннего неолита в Европе весьма бедно. Надо признать, что после прекрасного, поистине блестящего взлета изобразительного искусства в позднем палеолите, налицо явный спад. В итоге, почти единственными образцами искусства Азиля остаются раскрашенные гальки, на которых красной охрой нанесены условные, не поддающиеся приемлемому истолкованию рисунки или знаки.

В новой направленности развивается изобразительное искусство уже следующих стадий неолита. Встречаются здесь прекрасные образцы круглой скульптуры из дерева, кости и камня. Некоторые петроглифы (наскальные изображения) дают изображения животных и людей реалистические, либо условные. В целом же неолитическое искусство идет по линии декоративной, давая здесь, зато, обилие разнообразных форм. Широким образом проявляется в эту эпоху стремление к украшательству всех вещей, окружающих человека, которые ему служат, вплоть до самых обыденных и незатейливых предметов употребляемых каждодневно, в частности посуду из глины. Подобное украшение формирует орнамент (лат. ornamentum — «украшение»), от самых простых его форм — ямочного, гребенчатого или примитивно-геометрического, до весьма сложного и высокохудожественного, с различными мотивами и сюжетами, разнообразной раскраски. Разнообразным, иногда весьма богатым орнаментом покрываются также одежда, утварь, оружие. Характер декоративности имеют в эпоху неолита скульптура и рельеф. Менгиры, принимая форму человеческих изображений, дают зачатки статуе. Особую форму менгиров представляют собой «каменные бабы» — массивные, обычно высотой до 2 м и больше, статуи с примитивно изваянным лицом и еще более примитивно намеченным туловищем. Статуи эти распространены были широко на территории бывшего СССР, на большом пространстве европейской и азиатской ее частей, в особенности на южной части Европы.

Если мы обратимся теперь к материалу этнографическому, то и здесь встретимся в большинстве с декоративным направлением, дающим довольно много разнообразных форм и нередко, достигающим значительной художественной высоты. Что касается рисунка и живописи, то хотя не мало народностей обнаруживают в этом направлении замечательные способности, за одним исключением мы все же не находим здесь ничего равного либо же вообще подобного искусству Мадлена и Капсы. Исключение это составляют замечательные контурные рисунки и живопись бушменов. Мы видим здесь наскальные и пещерные изображения, сюжетом которых служат животные, птицы, люди, как в одиночку, так и группами. Натура дается в профиль, большей частью в движении. Нередки композиции — сцены охоты, культовые церемонии, военные эпизоды. Как в Мадлене, так и здесь встречаются человеческие изображения с головой животного.

О происхождении изобразительного искусства

О происхождении изобразительного искусства

Сцены охоты. Рисунки на скале. Капсийская культура. Восточная Испания.

Бушменская живопись имеет отличии от мадленской тем, что в ней контур раскрашен по поверхности часто произвольно, в два-три цвета, красной, черной, желтой или белой краской. Для раскрашивания бушмены пользовались кистями и каменной палитрой. Изображения отличаются замечательным реализмом, точностью, прекрасной передачей пропорций, экспрессией. Конечно, и здесь не все вещи одинаковы в художественном уровне.

Широкое распространение у массы племен и народностей скульптура, круглая и рельеф. Большей частью она имеет тесные связи с религией и культом, преимущественно довольно примитивна. Но и здесь мы встречаемся с произведениями — и реалистическими, и сугубо стилизованными или фантастическими,— при всем своем своеобразии, при всей своей «экзотичности», отличительными по вкусу и художественному совершенству. Такова в особенности круглая деревянная скульптура негров запада Африки и меланезийцев и декоративный рельеф полинезийцев и индейцев северо-запада Северной Америки, хайдов, тлинкитов и др.

Особой областью проявления изобразительного искусства становятся маски. Происхождение масок относится, по-видимому, к весьма архаическому прошлому: их знают уже весьма отсталые племена. Вместе с тем маска имеет различные истоки: и маскирование под зверя как прием охоты и одна из форм тотемистических процедур, и способ устрашения врага. Маски многих племен и народностей представляют собой нередко замечательные произведения скульптуры и живописи и при присутствующей гротескности без преувеличения являются выдающимися образцами изобразительного искусства.

Археологический и этнографический материал, освещающий ранние проявления изобразительного искусства, оставляет немало пробелов, ставя ряд серьезнейших вопросов. Надо сказать прямо, что и неполнота материала, и не изученность таких вопросов заставляют многие из них оставить открытыми. Мы лишь еще раз вернемся к вопросу о связи искусства первобытности с религией. Мы уже знаем, что религия проникает и в область искусства. Нет поэтому ничего неожиданного в том, что некоторые произведения искусства первобытных на себе носят печать религии, а иногда ею всецело обусловлены. Религиозное влияние сказывается особенно на этапах более поздних в развивающемся первобытном искусстве, а точнее в скульптуре и в орнаменте. Нельзя, однако, везде находить эту обусловленность искусства религией. Кстати сказать, в палеолитической живописи встречаются, очень редко, изображения животного с воткнувшимися в него стрелами. Эти изображения — излюбленный и ставший трафаретным аргумент религиозной теории искусства. Озвучивают, что мы имеем здесь магический прием: путем такого изображения художник имел в виду обеспечение собственной удачной охотой. Но вряд ли можно оспорить и иное толкование данного рисунка, а именно — как довольно реалистическое изображение зверя с попавшими в него стрелами. Столь же часто приводится и другое доказательство. Изображения полу-животных-полулюдей, встречающиеся в палеолитических памятниках и в живописи бушменов, толкуются как изображения колдунов. Но и здесь можно видеть вполне реалистические изображения особого приема охоты с маскировкой под зверя,— приема, широко практикуемого многими племенами, в том числе теми же бушменами.