Теоретические вопросы        09 июля 2012        209         0

О развитии ремесла в древней Индии

Одним из высоко почитаемых богов древнеарийского пантеона был Вишвакарман (буквально — «Вседелатель») — бог созидательной работы. Он вошел в общеиндийский пантеон и до сих пор почитается как покровитель ремесленников.

В I тысячелетии до н. э., в эпоху широкого развития процессов взаимной ассимиляции народов и этнографических групп арийского, неарийского и смешанного происхождения, в эпоху возникновения древнеиндийских государств, ремесленное производство повсеместно расцветает. В памятниках ведической литературы, создававшихся в этот период, отражено становление городского ремесла, отличавшегося большим разнообразием. Если ремесленники, работавшие в деревнях, изготовляли предметы сугубо утилитарного характера, то город, где располагался двор правителя, жила знать и концентрировалось зажиточное население, требовал от ремесленников умения производить предметы роскоши: богато орнаментированные ткани, драгоценные украшения, изысканную домашнюю утварь, тонко отделанное оружие и т. п.

В памятниках письменности отражены процесс складывания каст ремесленников, а также законы и регуляции, которые касались положения этих каст в обществе, условий их работы, сбыта их продукции и т. д. Из такого памятника, как «Артхашастра», который в науке принято датировать или эпохой Маурьев (т. е. относить его приблизительно к IV-III вв. до н. э.), или эпохой Гуптов (т. е. Ill-IV вв. н. э.) можно извлечь много конкретных указаний и предписаний относительно правового положения ремесленников и оценки качества их продукции. Главы «Артхашастры», содержащие эти материалы, как бы подытоживают и объединяют многие разрозненные данные о развитии ремесла в древней Индии, встречающиеся в других письменных памятниках. Этот трактат, название которого дословно переводится как «Наука о пользе» (выгоде) (т. е. «о достижении пользы, или выгоды»), отражает разные стороны жизни развитого монархического государства древней Индии и состоит из предписаний и советов, относящихся к самому монарху, его родне, его приближенным, армии, охране, слугам, жителям городов и сел и т. д.,- предписаний, долженствовавших, судя по тексту, иметь силу закона. В трактате, в частности, подробно оговариваются условия сбора и получения сырья и красителей, способы определения качества этих материалов, некоторые технологические процессы производства тех или иных ремесленных изделий, меры по проверке их качества и, наконец, условия их продажи или их сдачи в царскую казну.

Из текста этого памятника мы узнаем, что в древней Индии широко применялись окрашенные и неокрашенные ткани и тканые изделия из шерсти, шелка, льна и хлопка, предметы из различных металлов (особое внимание уделяется доспехам, оружию и ювелирным украшениям), изделия из дерева, плетеные изделия. Есть в нем отдельные разделы, посвященные надзору за ремесленниками и наблюдению за купцами. В этих разделах упоминается также об объединениях ремесленников и их руководителях, из чего можно сделать правомерный вывод, что в обществе формирующихся каст складывались и касты ремесленников, возглавлявшиеся, по всей видимости, традиционными выборными советами — панчаятами, несшими ответственность как за качество изделий, так и за их сбыт.

В разновременно возникавших на протяжении, очевидно, не менее 8-10 столетий книгах эпической поэмы «Махабхарата» содержатся подробные и цветистые описания различных изделий художественного ремесла, служивших и для нужд повседневной жизни, и для украшения дворцов и мест жертвоприношений, и в качестве приданого богатых невест, и в качестве даров, раздаваемых царями и знатными или богатыми людьми в дни праздников и торжеств.

Исследователями еще не проделана работа по датировке отдельных сказаний «Махабхараты», поэтому трудно определить, к какому веку следует относить то или иное ремесло, описываемое в поэме. В основной своей части, однако, она создавалась в I тысячелетии до н. э., и лишь некоторые разделы вошли в нее в первой половине I тысячелетия н. э., когда, как предполагают, она подверглась редактированию и была сведена в памятник, более или менее унифицированный по своей идеологической направленности. В любом случае мы видим в этой поэме множество описаний различных производившихся в древней Индии предметов ремесла, что свидетельствует о высоком уровне развития художественных промыслов. Так, в состав приданого, данного за Субхадрой, сестрой великого богочеловека Кришны, входили помимо множества слонов, коней и коров также тысяча девушек «в прекрасных украшениях и нарядах, в (ожерельях) из ста золотых бусинок» и много «богатств и драгоценных камней, одеял, легких и белых, как пена, одежд и шерстяных тканей…». В других главах эпоса постоянно упоминаются искусно выстроенные дворцы из резного дерева, инкрустированные металлическими узорами двери, резные решетки на окнах, причудливые по своей форме троны, многоцветные ковры, прекрасные сосуды и т. п.

В эпоху дальнейшей дифференциации профессий и усложнения производственных процессов в средневековой Индии все более четко вычленялись касты ремесленников. Дж. Неру определял эти группы как своего рода профессиональные союзы или гильдии ремесленников и подчеркивал, что им было свойственно чувство общей культуры и общих традиций.

Постепенно оформлялись и находили себе соответствующее место в неписаном кодексе обычного права регуляции, касающиеся производственных взаимоотношений между членами ремесленных каст и членами других каст индусского общества. Сложились четко регламентированные отношения взаимного обслуживания и выработались условия оплаты труда ремесленников: в обмен на их товары члены других каст сельской общины отдавали определенную долю производимой продукции (зерна, овощей, соломы, молока и т. д.) или обязаны были оказывать им определенные услуги (это относилось к жрецам, сторожам, стиральщикам, брадобреям, уборщикам и т. п.). В пределах замкнутых самообслуживающихся сельских общин эти связи приобрели такую устойчивую форму, что сохраняются во многом и в наше время.

Сельская община в значительной степени сохранила свой самодовлеющий характер и в эпоху развития в Индии капиталистических отношений. Даже сейчас, несмотря на рост товарности крестьянского хозяйства, упрочение связей между деревней и городом, рост отходничества и появление в деревне самых разных товаров фабричного производства, нельзя утверждать, что традиционный строй межкастовых отношений в сельской общине разрушен. Веками вырабатывались традиционные трудовые обязанности члена каждой касты по отношению к совершенно определенному числу членов других каст, относящихся к определенным семьям, причем тот, кто заказывает работу, обычно именуется «джаджман», а тот, кто ее выполняет,- «камин» или «пурджан». Случаи нарушения этих отношений, немотивированные отказы от выполнения работы или от выдачи установленной платы, а также самовольная перемена клиентуры и другие подобные изменения установившихся норм взаимо-обслуживания должны, по традиции, рассматриваться деревенскими и кастовыми панчаятами, которые могут приговорить виновных к штрафам и другим взысканиям. Панчаяты же должны вмешиваться и в случаях жалоб на недоброкачественность поставляемой продукции.

Ответственность ремесленников за качество производимых ими товаров была особенно высокой в городах, где, судя по «Артхашастре», за низкое качество продукции или за плохое отношение к работе ремесленника не только карали штрафом, но могли и изувечить по приговору надзирателей.

Особое внимание во все времена уделялось выработке высококачественных товаров, идущих на экспорт. Уже в I тысячелетии до н. э. из Индии вывозили продукты художественного ремесла в страны Ближнего Востока и дальше на запад — в Грецию и Рим, а также на восток — в Китай и Индокитай, расширяя и развивая древние связи, зародившиеся в эпоху цивилизации Хараппы. Предметы вывоза были весьма разнообразны — ювелирные изделия, различные сорта тканей и изделия из них, поделки из слоновой кости, художественная утварь, и т. д.

Все предметы роскоши были в широком употреблении у зажиточных слоев городского населения и при дворах феодальных правителей ранне и позднесредневековой Индии. И в эпических поэмах, и в произведениях драматургов и поэтов I тысячелетия н. э., как и в более поздних памятниках, можно встретить описания изделий художественного ремесла, отличавшихся высокими достоинствами.

В памятниках письменности упоминаются не только богатые и разнообразные одежды и украшения, но и разные элементы декоративного убранства дворцов и других архитектурных сооружений, построенных как из дерева, так и из камня. Эти упоминания и описания дают нам возможность судить о том, что в древности очень распространенным приемом украшения отдельных деталей построек были резьба по дереву, а также инкрустация драгоценными (видимо, и полудрагоценными) камнями и металлом. Еще в «Махабхарате» описывается украшенный таким образом дворец, специально воздвигнутый для царской игры в кости, а в империи Маурьев был деревянный дворец, описания которого сохранились в памятниках буддийской литературы и в сообщениях греческих послов и полководцев. Много позже, в XI в. н. э., кашмирский поэт Сомадева воспевал колонны и беседки, которые «были украшены разными драгоценными камнями», и троны, усыпанные жемчугом, и прекрасные корабли, сделанные плотниками, и много иных ремесленных изделий. Сказки на санскрите и народных языках — пракритах тоже изобилуют описаниями разных предметов, искусно выработанных городскими и деревенскими ремесленниками; многообразные изделия высокоразвитого ремесла воспеваются и в произведениях южноиндийской литературы (например, в известной тамильской поэме «Шилаппадикарам», созданной около середины I тысячелетия н. э.) и западно-индийских сборниках сказок (например, в «Повести о плутах», созданной на санскрите в VII-VIII вв., очевидно, в области распространения языка гуджарати, на который этот сборник был переведен лишь в XVII-XVIII вв.

Подробные указания о соотношении отдельных деталей построек, о способах их декорирования ажурной резьбой, рельефными фризами, скульптурами и колоннами содержатся в санскритских трактатах по архитектуре, входящих в обширную ветвь научной литературы, именуемую «шильпашастрой». В этих трактатах имеются точные промеры и рекомендуемые пропорции, которыми следует руководствоваться и зодчим, и мастерам, занимающимся убранством и отделкой зданий, будь то жилые дома, дворцы или храмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *