Техника живописи и скульптурные приемы        10 февраля 2013        120         0

О жизни Энку

Энку жил и творил в эпоху, когда после длительных феодальных войн и междоусобиц в стране, наконец, наступил мир, а вся полнота власти перешла в руки сёгунов династии Токугава. Это был период возвышения третьего сословия, создавшего свое искусство, наполненное новым, демократическим содержанием. Вместе с тем то было время господства ничем не ограниченной военной диктатуры — жизнь простых людей регламентировалась до последних мелочей, а страна была наводнена шпионами сёгуна. Буддийская церковь оказалась тогда исключительно тесно связанной с господствующим режимом.

Власти, обеспокоенные крестьянскими восстаниями на Кюсю, носившими характер религиозного движения японцев, принявших христианство, требовали, чтобы каждый житель страны регистрировался как буддист в храме своего прихода. Храмы, которым была дана власть подтверждать, является буддистом данное лицо или нет, фактически имели над мыслями контроль. В церковной иерархии появилась та же строгая регламентация, которая существовала у самураев. Буддийское священство, в особенности те, которые стояли на высших ступенях иерархической лестницы, по сути дела превращались в чиновников государственного аппарата. Естественно, что в эпоху деспотического режима больше всех страдал наиболее эксплуатируемый и бесправный класс — крестьянство. Таков тот исторический фон, на котором развивалось творчество Энку.

Сведения о жизни Энку очень скудны. Даже точная дата его рождения неизвестна. По одной из гипотез, наиболее правильной на наш взгляд, Энку родился в конце двадцатых годов XVII в. в крестьянской семье, жившей в местности Такэгахана провинции Мино (г. Хасима, преф. Гифу). Такэгахана расположена у слияния рек Нагара и Кисо. Район этот издавна был подвержен разрушительным наводнениям, за которыми часто приходили ужасные эпидемии, уносящие жизни целых деревень. Бессилие крестьян перед стихийными бедствиями обусловливало их повышенную религиозность. Не случайно большинство местных крестьян принадлежало к буддийской секте Син, одним из главных положений которой было учение о «дзёдо» — рае в загробной жизни. Вера в такую жизнь давала единственное утешение задавленным нуждой и лишениями людям. Соити Кобаяси, один из исследователей Энку, наиболее тщательно изучивший начальный период жизни скульптора, полагает, что указанные обстоятельства сыграли немаловажную роль в формировании мировоззрения Энку, родители которого, как это установлено Кобаяси, также принадлежали к секте Син.

Кобаяси указывает еще на один факт, позволяющий судить об истоках замечательного творчества Энку. В селении, где родился скульптор, издавна жило немало так называемых «хандайку» (букв, «полуплотники»). Хандайку в сельскохозяйственный сезон крестьянствовали, в свободное время занимались плотницким делом: строили дома, мастерили различную домашнюю обстановку, из дерева вырезали игрушки для крестьянских детей и т. п. Жизнь Энку среди этих людей, общение с ними, по всей вероятности, оказали известное влияние на формирование таланта скульптора.

Двадцати трех лет Энку, следуя сложившимся традициям, вступил в буддийский храм. В те времена, как правило, в Такэгахана вторые и третьи сыновья в крестьянских семьях вынуждены были поступать так, чтобы избежать раздела того небольшого клочка земли, которым владела семья.

Первоначально Энку изучал буддийские сутры в храме Кодэндзи (пров. Овари, преф. Айити), где пробыл пять-семь лет. Кодэндзи принадлежал тогда секте Тэндай — одной из так называемых «таинственных» сект буддизма, известных своими мистическими ритуалами. Характерной особенностью этих сект, отличавшей их от других сект буддизма, было обилие и разнообразие буддийских изображений. Создание таких изображений само по себе считалось приверженцами этих сект чрезвычайно важным актом. Среди них даже был распространен обычай создавать новые изображения при каждой молитве. По мнению одного из крупнейших исследователей Энку — Цунэёси Цутия, принадлежность скульптора к секте Тэндай в значительной степени определила его дальнейшую судьбу как скульптора — именно в этой секте Энку смог полностью проявить свой талант.

Покинув Кодэндзи, Энку некоторое время жил в храме Ондзёдзи, вблизи озера Бива, где учился у известного в то время священника секты Тэндай — Сонъэй. Затем он совершил восхождение на гору Оминэ — место традиционного паломничества приверженцев секты Тэндай. Здесь и начались странствования Энку по Японии. Он недолго задерживался на одном месте. Очень часто ему приходилось ночевать в пещерах или заброшенных часовнях. Вел он исключительно аскетический образ жизни. И где бы ни был Энку, повсюду вырезал он буддийские изображения.

Когда Энку создал свое первое произведение, — неизвестно. Легенда рассказывает, что, поднявшись на священную гору Фудзи, он обет дал вырезать 120 тысяч изображений Будды и разных божеств буддийского пантеона. Эбара Дзюн, один из исследователей Энку, относит начало его творчества к 1657 г. В то время Энку жил в храме Арако Каннондзи (г. Нагоя), где хранится множество его работ. Однако это мнение Эбара носит весьма гипотетический характер. Самые ранние из обнаруженных работ Энку относятся к 1664 г.

До 1664 г. Энку странствовал в пределах родной провинции Мино. Отсюда он проделал долгий путь пешком до Сангарского пролива, который пересек на рыбацкой лодке, и попал на Южный Хоккайдо, где оставался в течение 1665-1666 гг. Затем он возвратился на Хонсю, некоторое время жил на полуострове Симокита (преф. Аомори) и в Акита, а в 1669 г. вновь пришел в Мино. В последующее десятилетие Энку странствовал по Мино и Овари (преф. Айити), совершил путешествие на полуостров Сима (преф. Миэ), а в 1679 г. перешел в Хида (северная часть преф. Гифу). Энку очень полюбил Хида, природу и людей этого края. Именно здесь он окончательно сформировался как самостоятельный оригинальный мастер. В этой провинции, исхоженной Энку вдоль и поперек, находят больше всего его произведений.

Будучи уже в весьма преклонном возрасте, Энку не раз отправлялся в дальние странствования. В 1689 г. он совершил паломничество в Никко и оставил свои работы в храме на берегу озера Тюдзэндзи. По-видимому, возвращаясь из Никко, он некоторое время жил на территории префектуры Сайтама, поскольку довольно значительное число созданных им натабори находят на большом пространстве между городами Касукабэ и Кавагоэ.

Умер Энку в 1695 г.; похоронен он в маленьком деревенском храме близ города Сэки в Мино.

О жизни Энку сохранилось очень мало письменных источников. Однако он продолжает жить в памяти народной там, где некогда странствовал и творил. И везде о нем вспоминают с большим уважением и любовью, как о друге и наставнике обездоленных и угнетенных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *