Техника живописи и скульптурные приемы        02 августа 2012        51         0

Образцы царских портретов

Египет

От второй половины Древнего царства сохранилось очень мало статуй фараонов. По-видимому, иконографически царские скульптуры V династии следовали образцам IV. Так, группа Сахура и бога Коптоского нома очень близка к триадам Микерина, а сидящие небольшие статуи Ниусерра Менкаугора повторяют аналогичные памятники Хефрена и Микерина. Колоссальная голова статуи Усеркафа из его пирамидного храма, очевидно, принадлежала сидящей фигуре типа алебастрового колосса Микерина, а прекрасные портретные головы Усеркафа молодого фараона VI династии в короне Южного Египта — стоящим статуям, аналогичным скульптурам Снофру.

Образцы царских портретов

Голова статуи Усеркафа. Известняк.

При фараонах VI династии, наряду с повторением ряда ранее известных типов царских статуй (например, стоящие статуи Тети и Пепи I), встречаются интересные новые разновидности.

Таковы: статуэтка Пепи I на коленях с двумя ритуальными сосудами руках, хеб-седная статуэтка Пепи I с фигурой священного сокола на спинке трона, статуэтка, изображающая Пепи II ребенком, статуэтка царицы Анхнеснеферибра II с сыном Пепи II на коленях.

Образцы царских портретов

Пепи II с матерью. Алебастр.

 

Появление двух последних типов скульптур было связано с тем, что Пепи II вступил на престол ребенком, и естественно поэтому, что памятники первых лет его правления изображали фараона младенцем.

Другие указанные типы отражали различные ритуальные действия. К этим скульптурам относится и найденная в храме Нехена редкая голова сокола из золота с глазами из обсидиана; сокол составлял часть группы, изображавшей фараона Пепи I, стоящего под защитой бога Гора в образе сокола.

Образцы царских портретов

 Голова статуэтки сокола. Золото.

 

Незначительное число дошедших до нас царских статуй времени V-VI династий затрудняет определение путей развития официальной скульптуры. Вряд ли поэтому следует делать какие-либо окончательные выводы о стилистических и качественных особенностях этих произведений по сравнению с аналогичными скульптурами предшествующего периода. Такие оценки могут быть только общими и почти наверное преждевременными, так как каждая новая находка может показать несостоятельность выводов, основанных на анализе единичных образцов. Вспомним, какой сенсацией явилась в 1956 году находка головы статуи царя V династии Усеркафа при раскопках пирамидного комплекса этого фараона в Абусире. До того монументальная скульптура V династии была известна только по голове колоссальной статуи Усеркафа, отличающейся сочетанием портретных черт с общей приподнятостью образа. В новом портрете Усеркафа мы наблюдаем направленный интерес мастера к наиболее выделенной передаче индивидуальности лица фараона; подчеркнуты складки кожи у рта, пристально и внимательно смотрят глаза.

Прекрасным образцом царского портрета VI династии является и упомянутая выше голова молодого царя в белой короне. Сделанная в натуральную величину из диорита с инкрустированными глазами, эта голова наглядно свидетельствует о сохранении высокого художественного уровня в работах мемфисских мастеров вплоть до конца Древнего царства.

Очень высокого качества и упомянутые уже выше медные статуи Пепи I и его сына. Скульптор с большой силой создал два различных образа — сурового властителя и его маленького сына. Могучая фигура Пепи I (выс. 1,77 м), идущего широким шагом, опираясь на посох, кажется огромной рядом с ребенком. Этот контраст подчеркивается различием выражений явно портретных лиц. Суровым чертам фараона с крупным орлиным носом и пронзительным взглядом маленьких глаз противопоставлены мягкие контуры лица его сына, с большими глазами и широким чуть курносым носом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *