Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Общность индейцев

Когда Колумб впервые пристал к острову Куба, он отправил вглубь двух матросов, которые сообщили ему, что «пройдя 22 мили, они набрели на селение из 50 домов. В деревне жило около 1000 человека, в каждом доме помещалось целое поколение. Навстречу матросам вышел человек, по-видимому, главное лицо в деревне, взял их под руку и повел в один-из новых домов. Он предложил им сесть и по его приказанию матросов угостили вареными корнями мучных растений, по вкусу напоминающих каштаны». Одна из первых экспедиций в Южную Америку, обследовавшая земли по побережью Венесуэлы, открыла гораздо более обширные дома, чем те, которые видели матросы Колумба. «Дома эти были так обширны, что в них жило по 160 человек. Они были выстроены очень крепко, покрыты пальмовыми листьями и имели форму колоколов».

Историк Эррера говорит об этом же племени, что «они не соблюдали никаких определенных правил в браке, но каждый брал столько жен, сколько хотел, и женщины поступали точно так же при выборе мужей. И мужья и жены свободно расставались друг с другом без всякого сознания вины с чьей бы то ни было стороны. Между ними не было ничего похожего на ревность. Все жили в свое удовольствие, не обижая друг друга». Это описание рисует нам установившуюся общность индейцев на мужей и жен, что уже само по себе предполагает необходимость общности пищи. В другом месте тот же автор рассказывает о жилищах индейских племен на берегу Картагены. «Их дома напоминали длинные беседки с отдельными помещениями; у них не было кроватей, и они пользовались гамаками». Много подобных же указаний разбросано в книге Эррера.

У наиболее развитых племен Перу вся земля была разделена и предназначена для различных потребностей. Часть земли шла на удовлетворение потребностей правительства, другая — для нужд религиозного культа и третья часть отводилась отдельным лицам. Первые две части обрабатывались по определенным правилам и урожай складывался в общественный амбар. Таково свидетельство Гарсилассо.

Эррера просто говорит, что население питалось из общих запасов. «Когда испанцы подошли к Кахамалка, они увидели у подножия горы войско инка. Испанцы любовались красотой и прекрасной обработкой полей. У этих народов, был старинный обычай, по которому все продовольствие шло в общие амбары, и никто не смел дотронуться до хлеба на корню, пока не придет срок». Разногласие между Эррера и Гарсилассо, вероятно, — объясняется тем, что первый умалчивал о полях, отведенных для потребностей правительства и культа, урожай с которых собирался отдельно.

Мы привели все эти замечания о домохозяйствах индейцев, об их домах и о практике коммунизма в распределении продуктов питания с целью показать, прежде всего, что домохозяйство индейских племен было очень обширно и состояло из нескольких семейств; во-вторых, что дома их были построены для удобного размещения в них нескольких семейств и, в третьих, что в жизни каждого домохозяйства господствовал коммунизм. Эти несомненные факты достаточно иллюстрированы примерами. Если мы имеем в цивилизованном обществе отдельную семью, питающуюся из общих запасов, то тут еще коммунизма нет, но если мы встречаем несколько семейств, объединенных в одно общее домохозяйство и устраивающих для себя общий склад продуктов, и если такая форма распространяется в виде общего правила на целые племена, то перед нами определенно вид коммунизма, который необходимо отметить. Этот коммунизм, по-видимому, характерен для общества на низкой стадии его развития и объясняется потребностями, связанными с их состоянием и жизненными условиями. Описанные нами порядки, обычаи хорошо иллюстрируют жизненный строй и общность индейцев и обнаруживают огромное различие между их образом жизни и существованием цивилизованного общества, между индейской семьей, не знающей индивидуальности, и высоко индивидуализированной семьей эпохи цивилизации.