Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        22 декабря 2012        147         0

Обычаи индейцев квакиютль

Обычаи индейцев квакиютльЮжные племена района группы селиш имели настолько ярко выраженный патриархальный строй, что американские исследователи отрицали наличие здесь, когда-бы то ни было материнского рода. У квакиютль переходный момент от материнского рода к отцовскому наиболее выражен. Здесь мы имеем как бы борьбу элементов отцовского и материнского родов. Сильнее уже элементы отцовского рода. Брак здесь патрилокален, но первое время после заключения брака, пара живет в доме тестя, как и у северных племен. Обычно это продолжается 1-2 года, пока не родится ребенок. Имя ребенку обычно дает отец матери, т. е. род матери, а второе имя дает род отца. Счет родства, следовательно, здесь идет по обеим линиям.

Разложение родовой организации наиболее далеко зашло у индейцев квакиютль. На это указывают самоназвания родов и фратрий, где преобладают имена почета, например: «вожди», «получающие первыми», «те, которых боятся», «те, кого все знают» и т. д. Это сказалось и на родовых легендах, в которых рассказывается о появлении на свет предка того или иного рода, о его деятельности, которая обычно начинается с выбора места жительства и постройки на нем большого дома. Во всех этих легендах предками родов являются мужчины или они превращаются в мужчин из животных. Тот факт, что предком родов квакиютль всегда считается мужчина, по нашему мнению, свидетельствует о том, что родовые легенды этого народа — образование сравнительно недавнего времени и что они могли возникнуть только в период становления отцовского рода. Здесь мы, по-видимому, имеем дело с явлением аналогичным тому, которое отметил К. Маркс в отношении греческих родов: «Господину Гроту следует далее заметить, что, хотя греки и выводят роды свои из мифологии, древнее эти роды, чем созданная мифология ими самими».

Несмотря на то, что названия родов квакиютль не связываются с теми животными, в образе которых появились их предки, эти животные считаются индейцами их добрыми гениями, покровителями и тотемами родов. Каждый род изображал этих животных на своих домах, тотемных столбах, масках, утвари и орудиях. Эти изображения в литературе о населении северо-западного побережья принято называть родовыми гербами.

Интересно отметить здесь оригинальный характер наследования у квакиютль. Права на пользование рыбалками и охотничьими угодьями, лодки, дом, место вождя — все это наследуется старшими сыновьями. Но, наряду с этим патриархальным способом наследования, существует еще иной, связанный с нормами материнского рода. Брак квакиютль играет роль института наследования, т. е. согласно их обычаю отец невесты обязан передавать своему зятю права: на участие в тайных обществах, на имена, на употребление определенных гербов и масок и на исполнение танцев. Зять же эти права передает затем своему зятю и т. д., что приводит, в конечном счете, к тому, что они наследуются по женской линии. И этот обычай настолько строг, что если мужчина не имеет дочери, то он «женит» на своей руке, или ноге, или боку то лицо, которому намеревается передать эти права. Заключается, таким образом, фиктивный брак.

Обычаи индейцев квакиютль

Свадьба квакиютль

Весьма оригинальным пережитком материнского рода у квакиютль является обычай, согласно которому зять, получив имя от своего тестя, отныне носит только это имя, оставив свое прежнее, и тем самым как бы является членом рода жены, живя в то же время, обычно, в доме своего отца. Характерно также для брака квакиютль, что приданое невесты обычно превышает в несколько раз калым, внесенный за нее. Это приданое отец женщины выплачивает в течение нескольких лет и, когда оно внесено сполна, брак считается аннулированным и женщина свободна и может возвратиться в дом своего отца. Продолжение брака может быть обеспечено только взносом со стороны мужа нового калыма родственникам жены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *