Производство ткани, одежды        15 июня 2012        70         0

Орнаментация росписью

kalamkariРоспись. Главным из нескольких известных в Индии приемов нанесения орнамента на ткань методом росписи является роспись от руки. Этот вид орнаментации — наиболее древний; традиция росписи тканей, создания на них рисованного узора связана по самой своей сути с росписью сосудов, стен домов, комнат и пещерных храмов, т. е. с древнейшими формами индийской живописи.

Судя по сохранившимся на тех же фресках изображениям тканей, темами для узоров служили фигуры богов, людей и животных, соединяемые порой в сложные сюжетные композиции. Часто эти композиции располагались в полосах, параллельно» чередующихся на поле изделия. Изделиями же, подлежавшими: такому орнаментированию, обычно были декоративные панно или завесы для стен храмов (именно на эти завесы, судя по скудным описаниям, сохранившимся в памятниках литературы были перенесены многие узоры, которые наносились на стены), а также завесы, украшавшие храмовые колесницы, покрывала для кроватей, завесы для стенных ниш и дверей, межколонные завесы. Реже росписью украшали детали одежды (возможно, из-за того, что сюжеты росписи имели, как правило, сакральный характер или были заимствованы из эпоса и легенд, тоже близких к священным книгам). В частности, иногда расписывали шали, которые продавали (или дарили за пожертвования) паломникам в храмах.

Наиболее широко роспись тканых изделий от руки применялась в областях Южной Индии. Она была знакома также жителям восточных и западных областей (Орисса, Раджастхан, Гуджарат), но почти не известна на северо-западе и на севере страны. В связи с этим напрашивается вывод об исторических, связях данной отрасли художественного ремесла с неарийскими: народами Индии и о том, что она была заимствована на окраинах «ведического мира» некоторыми народами — носителями индоарийских языков (например, раджастханцами).

Сохранившиеся до нашего времени средневековые завесы почти все имеют индусский характер и покрыты изображениями на сюжеты мифов и эпических поэм. Но изредка даже на юге встречаются завесы, изготовленные, видимо, по заказу мусульманских правителей или знатных вельмож и несущие на себе изображения из жизни придворных или другие мотивы, не свойственные традициям индуизма.

Способ росписи тканых изделий от руки называется «каламкари». Под этим же названием известны и сами вещи, изготовленные таким способом. Это название восходит к тому периоду средневековья, когда арабское слово «калам» — «кисть, перо, карандаш» — стало известно в Индии. Возможно, именно мусульмане дали название этой своеобразной ветви народного искусства, с которой они познакомились в Индии.

Наиболее прославленные центры производства тканей каламкар и расположены в современных штатах Андхра-Прадеш и Тамилнад. Здесь даже производят сари, расписанные от руки, но этим занимается помимо городских художников лишь несколько семей ремесленников. В традиционной же манере работают в целом ряде сел и городов, производя не столько ритуальные завесы, сколько такие бытовые вещи, как покрывала на кровати и подушки, декоративные картинки или даже квадратные головные платки и косынки.

Изделия каламкари, как правило, изготовляются из плотного хлопчатобумажного кхади местного производства. Узор на них наносится только естественными (растительными или минеральными) красителями. Для этих вещей характерен тускловатый, приглушенный колорит.

В соответствии с традицией контур рисунка делается обожженной тамариндовой палочкой, после чего вое детали узора окрашиваются при помощи затупленных палочек разной толщины, или расщепленных веточек, обмотанных тряпичными тампончиками с краской, или кистей. Краска прочно втирается в поверхность ткани, но обычно не проходит на ее изнаночную сторону как из-за того, что ткань плотная, так и потому, что красители делаются достаточно густыми.

Широко известные храмовые завесы, достигавшие размера 3X6 (иногда до 8) м, расписывались с применением двух основных композиционных приемов: 1) все поле изделия делилось на горизонтальные полосы, заполнявшиеся рисунком, последовательно воспроизводившим сюжеты (или отдельные эпизоды) двух эпических поэм («Рамаяны» и «Махабхараты»), мифов или преданий-пуран; 2) в центральной части изделия крупно изображался главный персонаж сюжета или две-три наиболее важные сцены из его жизни, а вокруг в квадратных или прямоугольных рамках помещались сюжеты, связанные с его жизнью. Таким образом, подобно храмовым фрескам и скульптурам, эти завесы служили иллюстрациями к бесчисленному множеству произведений устной литературы, способствуя закреплению их в народной памяти и помогая детям запоминать их сюжеты. Эти «книги без букв» сыграли огромную роль в деле передачи от поколения к: поколению национальных культурных традиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *