Производство керамики        01 декабря 2013        122         0

Орнаментация трипольских сосудов

Способов орнаментации трипольских сосудов очень много. Менялись они с развитием трипольских племен. Разные этнические образования этой культурно-исторической области использовали присущие им способы украшения керамики.

Кратко рассмотрим технологию нанесения основных орнаментов трипольской керамики.

Костяным или деревянным инструментом выполнялся орнамент в виде каннелюр, характерный для раннего и развитого Триполья. В Зарубинцах выявлено лощило из рога сайги с закругленным и залощенным концом, отвечающим по размерам каннелюрам на сосудах из этого поселения. В Шкаровке найден плоский костяной шпатель с округлым концом, который также, вероятно, употреблялся для этой цели. В Борисовке (яма VI) обнаружено орудие из рога сайги (длина 21 см). Его конец хорошо залощен, обработан и соответствует бороздкам каннелюр. С помощью этого орудия в технологической лаборатории Института археологии АН Украины в 40-е годы прошлого века были изготовлены образцы керамики борисовского типа. Подобное орудие из рога найдено в Колодистом и Улановке.

Ряд авторов считает, что пунктирные линии по ребрам каннелюр и некоторые виды зубчатого орнамента «луночный» трипольские керамисты наносили зазубренной раковиной. Вполне вероятно, что некоторые виды тонкого штампа были выполнены ракушкой. Но изучение зубчатого штампа на керамике из пунктов раннего и развитого Триполья показывает его разнообразие. Встречается крупный квадратный штамп, который не мог быть выполнен раковиной. Скорее всего, штамп изготовлялся из кости или дерева, что подтверждается на примере других культур. Свидетельствуют об этом и находки костяных штампов на поселениях. Штамп на пластинке из трубчатой кости (длина 8 см) найден в Шкаровке; на конце пластинки имеются легкие пропилы, образующие низкие зубчики. Еще один пример: штамп обнаружен на поселении этого же времени в Лещиновке — на конце тонкой косточки длиной 7 см нарезаны три довольно длинных зубчика.

Аналогичные штампы обнаружены в Чернявке, Борисовке и Березовке. Несколько иные штампы выявлены в Беркашевке (рис. 12).

Орнаментация трипольских сосудов

Они выполнены на клыке дикого кабана и имели плавно выгнутую форму. На остром ребре одного из штампов из Сабатиновки нанесено 16 зубчиков. Другой штамп имел зубчики с обеих сторон. Аналогичные орудия найдены в Березовке (рис. 21). Представляет интерес и штамп из кости из Улановки (рис. 19).

Известны штампы для орнаментации керамики, найденные на кукутенских памятниках — аналога Триполья.

В развитом Триполье и позднее с помощью гребенчатого штампа с короткими зубцами сосуды украшались расчесами как по венчику, так и по поверхности тулова. По их плечикам создавались композиции из разных вариации зубчатого штампа (рис. 17).

Орнаментация трипольских сосудов

Начиная с конца развитого Три-полья в орнаментации керамики встречены отпечатки веревочки (Гарбузин, Лекарево, Трояново, Софиевка). На последних веревочный орнамент дополнялся коническими налетами. В стиле рельефно-штампованной орнаментации украшались горшки, реже миски.

Углубленно-вдавленный орнамент более характерен для памятников раннего и начала развитого Триполья восточного ареала, он здесь широко применялся и в более позднее время. Трипольские мастера восточной зоны владели техникой этого орнамента в совершенстве (рис. 1-15).

Орнаментация трипольских сосудов

На поверхность сосуда легкими линиями наносился орнамент разметчиком (рис. 16).

1385900735_16-18

Его форма, кривизна боков давали возможность сглаживать неверно проведенные линии. Далее мастер приступал к углублению орнамента. Для этого существовали резцы-лопатки (рис. 17-18). Тулово еще влажного сосуда с их помощью покрывалось спиральной лентой из ряда тонких желобков, часто заполненных белой пастой, состоящей из известковых соединений. Рентгеноскопия сосудов с углубленным орнаментом свидетельствует о том, что углубления получались путем вдавливания глины в толщу стенок сосуда.

Стандартность и тщательность этого орнамента позволяют предполагать, что у трипольских гончаров для нанесения этого вида орнамента существовали не только разметчики, но и специальные трафареты из кожи и различные инструменты, в том числе деревянные. На Шкаровском поселении найдено орудие из клыка кабана, плавно выгнутой формы. Один из его концов имеет специальный удлиненный выступ — шип шириной 4 мм. Орудие сильно зашлифовано. Можно предполагать, что шип использовался для нанесения углубленных желобков, ширина которых также колеблется от 4 до 5 мм. Вторая сторона этого орудия служила правилом. Этим же инструментом могли делать различные ямки; близкие по форме орудия найдены в Улановке, Березовке.

После нанесения каннелированного и углубленного орнамента большинство сосудов этого типа полировалось. Подвергались полировке и неорнаментированные сосуды.

Орнаментально-технологическим приемом являлось граффитирование поверхности сосудов. Насыщение стенок керамических изделий сажистым углеродом, уменьшающим водопоглощение, достигалось втиранием сажи в поверхность сосуда, лощением с помощью кости и кожи и дальнейшим специальным обжигом. Сосуды с граффитированной поверхностью выявлены на многих поселениях раннего и начала развитого Триполья, встречаются они и в конце позднего его этапа.

Кроме описанных выше приемов орнаментации сосуды часто украшались рельефными деталями, в виде выступов, которые выдавливались изнутри с помощью палочки из стенки сосуда. Такой прием применяли для нанесения жемчужного орнамента на венчике сосуда (Шкаровка, Веселый Кут, Веремье, Тростянчик, Клищев — рис. 39, 40).

Орнаментация трипольских сосудов

Методом скульптурной лепки сосуды украшались антропоморфными и зооморфными деталями (Веселый Кут, Миропо лье, Веремье. Андреевка, Терновка, Владимировка, Тростянчик). В Казаровичах встречена миска с налепом по краю в виде человеческой головы.

На некоторых этапах развития трипольской культуры покрытие сосуда охрой после обжига сочеталось с другими видами орнамента. В раннем и особенно в начале развитого Триполья стенки сосудов украшались углубленно-вдавленным или каннелированным орнаментом в соединении с гаммой красок (белой, черной, красной и желтовато-охристой). Особенно этот прием характерен для памятников Побужья (Березовка, Улановка). Окраска сосудов с углубленно-вдавленной орнаментацией практиковалась здесь и позднее (Андреевка, Владимировка и др.). Декорировка сосудов каннелюрами в сочетании с покраской свойственна памятникам середины развитого Триполья Поднестровья (Друцы, Дрэгушени), реже она встречается в восточной зоне.

Особо следует остановиться на расписном орнаменте. Овладение навыками выделки посуды, ярко расписанной перед обжигом, было важным технологическим достижением в керамическом производстве Триполья. Технология изготовления этой нарядной посуды в корне отличается от традиционного способа производства крашеной керамики, покрытой после обжига мажущейся охрой или другими красителями. Гончары Триполья, освоив оптимальное сочетание массы, ангоба и росписи, создали сосуды, дошедшие до наших дней в прекрасной сохранности. В. М. Массон отмечал, что труд общинных ремесленников превратил расписную керамику в выдающийся памятник прикладного искусства (рис. 18-37).

Орнаментация трипольских сосудов

О. А. Кульская, исследуя керамику из Коломийщины, отмечает, что краской для рисунков служила старательно отмученная и обработанная охристая глина. Ряд авторов указывает, что в состав краски входил кровавик, который распространен на территории, занимаемой трипольскими племенами. Часто этот минерал встречается как примесь к глине. В состав красной краски входили, возможно, кровавик, краснозем, а в состав черной — соединение марганца.

О производстве красок на месте свидетельствуют краскотерки, куранты и песты для их растирания (рис. 7-10).

Орнаментация трипольских сосудов

Краскотерки обычно представлены тонкими (3-4 мм) небольшими овальными плитками (10 х 15 см) с залощенной рабочей поверхностью (рис. 7). При ее осмотре в бинокуляр видны следы краски. Такие орудия найдены на многих поселениях трипольской культуры (Зарубинцы, Красноставка, Веселый Кут, Рубаный мост, Андреевка, Березовка, Гарбузин, Варваровка VIII и др.). В гончарной мастерской Веселого Кута и Мирополья помимо краскотерок зафиксированы двуручные куранты для растирания красок.

Плавность и тонкость линий трипольского рисунка показывают, что на поверхность сосуда наносили его кистью. Роспись большинства сосудов (особенно позднего этапа Триполья) осуществлялась, вероятно, на поворотном круге, так как чаще всего наносился рисунок только сверху, нижняя же часть сосуда, неудобная для раскрашивания, оставалась неорнаментированной. Высокая техника рисунка и повторяемость элементов на трипольских сосудах дают оснавания предположить использование трафарета, возможно, из кожи, для нанесения этого типа орнамента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *