Обработка металла        06 ноября 2013        107         0

Орудия труда сабатиновской культуры

На Украине лучше всего изучены памятники сабатиновской культуры. Вооружение племен этой культуры представлено преимущественно типами, характерными для Красномаяцкого очага металлообработки. Отличительной особенностью западных районов этой культуры является присутствие импортного дунайского вооружения (топоры-чеканы, наконечники копий с пламевидным пером, кельты с вогнутой втулкой). В восточных районах, в Поднепровье, существовали синкретичные формы, сочетавшие в себе черты сабатиновских (красномаяцких) и лобойковских металлургических и оружейных традиций (двуушковые варианты кельтов восточно-трансильванского-красномаяцкого типа, втульчатые клевцы). В целом оружие носителей этой культуры — кинжалы красномаяцкого типа, кельты восточно-трансильванского и старшего трансильванского типов, наконечники копий дреймаловского и красномаяцкого типов, мечи красномаяцкого типа, близкие соответствующему инвентарю культур племен Ноа и Кослоджени, — значительно отличается от вооружения населения соседних регионов.

Орудия труда сабатиновской культуры

Сабатиновская культура: 1, 6-8 — мастерская Малые Копани; 2, 11, 12, 21 — Красномаяцкая мастерская; 3, 5 — с. Дудчаны; 4, 9, 12, 13, 32 — Новокиевская мастерская; 10, 25-27 — Ингульский клад; 14 — с. Волошское; 15 — с. Борисовка; 16 — с. Трикраты; 17 — Днепропетровский музей; 18 — поселение Сабатиновка; 19 — поселение Виноградный Сад; 20, 22 — с. Высшетарасовка; 24 — поселение Ташлык; 25 — поселение Суворово IV; 29 — поселение Слободка; 30 — поселение Кирово; 33 – мастерская Волошское

Орудия труда сабатиновской культуры представлены следующими типами металлических изделий: серпы (с двумя или одним отверстием на рукоятке, с массивным литым крюком, с грубо отлитой пяткой с намечающимся крюком, с ребристой пяткой и выступом-шпорой), ножи различных типов, тесла, долота.

В набор украшений сабатиновской культуры включаются следующие изделия: булавки (булавка «кипровского» типа, со свернутой в трубочку головкой, с ромбическим щитком, с плоской гвоздевидной головкой, с грибовидной перфорированной головкой и четырьмя шишечками на стержне, с шаровидной головкой, с кольцевидной литой головкой, с кольцевидной головкой и сложной ажурной подвеской), различные виды подвесок, височных колец и розеток, браслеты (цельнолитые, несомкнутые овальные браслеты, треугольные в сечении, ромбические в сечении, круглые в сечении, браслеты из тонкой пластины), пуговицы и др.

Красномаяцкая металлургическая традиция (металлургия племен Ноа и Сабатиновской культур) — это металлургия высококачественных оловянистых бронз, преимущественное использование техники литья в каменные литейные формы (преобладают литейные формы, изготовленные из тальковых сланцев), позволявшие получать крупные серии (до 100-140 отливок) отливок с высокой степенью чистоты поверхности и готовности к употреблению при минимуме последующей обработки (обрубание и обтирка литников и литейных швов, заточка лезвий). Лезвия кинжалов и наконечников копий в литье изготавливались усиленными по краю валиками, которые затем расковывались, что способствовало упрочению этих лезвий.

Металлургическое производство культур племен Ноа и сабатиновской фиксируется большим количеством находок литейных форм и целых собраний форм — литейных мастерских (Красномаяцкая, Новокиевская, Волошское, Островец) и кладов металлических изделий. На территории Украины это производство, вероятнее всего, базировалось на месторождениях и рудопроявлениях Днестровской металлогенической области, Побужского металлогенического района и Кировоградской металлогенической области Украинского кристаллического щита.

Традиционно изделия сабатиновских литейщиков (изделия Красномаяцкого очага металлообработки) рассматриваются в качестве дальнейшего развития общесрубных, сейсминских традиций. Однако выделение самостоятельной сабатиновской культуры заставляет критически пересмотреть эти представления, давно уже находившиеся в явном противоречии с конкретными археологическими материалами. Об общесрубных металлургических традициях вообще нельзя в этом случае говорить, так как металлургия собственно срубных племен значительно отличается от сабатиновской как по технологии, так и по набору форм основных орудий труда и оружия. Сейминские же традиции, так же как и сабатиновские, разительно отличны от срубных и развивались отдельно от них. Продолжая высказанные выше предположения о происхождении сейсминской (а точнее, сейминских) металлургических традиций Восточной Европы, необходимо отметить, что наряду с определенной близостью между сейминской и сабатиновской традициями в технологии и формах ведущих типов изделий последняя обнаруживает большую степень сходства с металлургией культур племен Ноа (в этом случае даже трудно наметить существенные отличия) и Кослоджени. Металлургия культуры Ноа наиболее полно представлена на территории Румынской Молдовы серией кладов Ришешти-Бэлени, металлургия племен культуры Кослоджени на территории Болгарии — кладами и литейными мастерскими Вырбицкого и Дичевского очагов металлообработки, а на территории Румынии, в Мунтении — серией кладов Драйна-де-Жос — Ойнак, в Олтении — литейной мастерской Логрешти и в Добрудже — серией кладов Николае Бэлкеску — Гура Доброджей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *