Архитектура        11 сентября 2012        101         0

Падающая Пизанская башня

Падающая Пизанская башня

Спасение знаменитой падающей Пизанской башни, будоражило многие умы и, как следствие поступали всевозможные предложения, порою нелепые, но все же благородные. Давайте совершим путешествие в прошлое и сделаем некоторые выводы. Сто пятьдесят тысяч бочек земли на пятистах кораблях с горы Голгофы привезли и ссыпали под фундамент будущего соборного ансамбля «Кампо-Санто». Так, одним махом, строители придали всему сооружению должную святость, а его фундаменту — твердость. Пышная Пиза, превратившаяся к XII столетию в крупнейший центр торговли средневековой Италии, не жалела денег из своей богатейшей казны на сооружение достойных ее величия памятников архитектуры. Однако вся территория города, окруженная крепостной стеной, была к тому времени плотно застроена. Оставался свободным лишь заболоченный участок на краю городской территории. Его и решили пустить в дело. Пришлось отвести русло протекавшей невдалеке речки, периодически затоплявшей площадь, и привезти «из-за тридевяти земель» грунт под фундаменты. Выстроенный пизанскими архитекторами ансамбль состоит из собора, баптистерия, колокольни и кладбища.

Построены собор и баптистерий на каменном пласте, а потому они стоят незыблемо в течение вот уже многих столетий. Колокольня же оказалась на краю подземного каменного массива, северный край фундамента башни покоится на прочном основании, а южный — на наносном грунте. Именно эта сторона фундамента и оседает.

Строительство башни в связи с осадкой несколько раз прерывалось и, было завершено лишь в 1350 году, то есть через 206 лет после начала. Уже со второго яруса башню стали строить с коррективами: колонны, стоящие с южной стороны, делали более высокими, чем северные. Эти коррективы составили во втором ярусе 3 сантиметра, в третьем — 4, в четвертом — 7, в пятом — 8, в шестом — 9 и в седьмом — 14 сантиметров. Таким образом, ось башни в процессе строительства получила характерное, присущее только ей одной, искривление, которое в сочетании с наклоном и придает башне особую прелесть.

Многие предлагали для спасения башни выпрямить ее. Однако в выпрямлении Пизанской башни нет никакого смысла; собственно говоря, это почти равносильно разрушению знаменитого «падающего чуда». Впрочем, это выпрямление и невозможно из-за криво линейности оси. Так что поиски в этом направлении — дело бесперспективное. Задача состоит в том, чтобы надежно закрепить «кампаниле» в существующем положении. Можно лишь, пожалуй, говорить о частичном выпрямлении ее.

С тех пор как стали появляться сообщения о возможной гибели Пизанской башни, поступали предложения по ее спасению. В каждом из них — проект спасения башни. Авторы, опираясь на свой опыт, знания, а подчас и фантазию, делают самые разнообразные предложения. Начиная от скромных — «надо подкопать фундамент с той стороны, где он не просел, и тогда башня сама по себе выровняется» и, кончая такими сказочными, как например; «надо окружить башню водонепроницаемой оболочкой, заполнить оболочку водой, тогда башня всплывет. Останется лишь без всякого труда на плаву перевезти башню на новый фундамент, а потом, открыв краники, спустить воду». Немало также предложений, убивающих, по мысли их авторов, двух «зайцев» — спасение башни и ее одновременное «дальнейшее украшение». Предлагали, например, снабдить башню с северной стороны балконами с большими выносами, на которых можно будет установить тяжелые декоративные скульптуры — противовесы. Авторы считали, что после указанной перестройки «башня станет еще прекраснее, а слава ее приумножится». Конечно, в подобных предложениях много наивного, но все же главное в них — благородное, страстное желание спасти чудо искусства, давно ставшее мировой гордостью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *