Путешествия и открытия        24 марта 2013        58         0

Памятники Древнего Египта

Памятниками Древнего Египта являются могилы в форме ям, вырытых в песке, в черте пустыни. Ямы эти иногда, в особо богатых погребениях, снабжались лестницей, и, вместо одного помещения, где лежал покойник, зашитый в шкуру или завернутый в циновку, или грубый холст, на левом боку, с ногами, подтянутыми к подбородку, устраивались еще в головах и ногах покойника небольшие отдельные помещения для хранения жертвенных припасов. Чтобы песок не засыпал могилы, над ней устраивался ложный свод, т. е. камни двух противоположных стен клались несколько выступив вперед, пока два последние ряда не сойдутся, образуя свод. Изобретение прямоугольного кирпича, хотя бы и сырца, позволило перейти к прямоугольной форме ямы и, надо думать, и жилого помещения, о чем мы можем судить по моделям из глины таких хижин, клавшимся покойному в могилу.

В этих древнейших могилах в изобилии были найдены украшения, бусы из просверленных и обточенных галек цветных камней, золота, серебра и даже железа; амулеты в форме бычачьих головок, со вложенными глазами, в форме костяной кегли с бородатой человеческой головой на конце, костяные шпильки и гребни, со скульптурными изображениями наверху костяные ложечки с фигурными ручками. Найдено оружие отличной работы, ножи и наконечники стрел и копий из кремня и обсидиана. Из кремня же приготовлялись также плоские фигурки животных. Интересна форма дубинки, или булава с наконечником в форме груши или плоского диска, чаще всего из алебастра. Такую булаву мы видим в руке фараона Нармера, поражающего врага, и совершенно подобную ей держит в руке шумерский бог Нингирсу на стеле Эаннатума.

Памятники Древнего Египта

В могилах этого типа встречаются уже металлы, как было отмечено выше, — кроме долота, серебра и железа, были неоднократно находимы предметы из меди (с Синайского полуострова). Особенностью этих могил являются шиферные пластинки (палетки) разных форм.

Памятники Древнего Египта

Они носились на шнуре на шее и служили для растирания малахитового порошка с каким-нибудь жирным веществом; этой мазью первобытный египтянин предохранял глаз от чересчур ярких лучей солнца, проводя ею черту по верхнему и нижнему веку, — замена нашего зеленого зонтика. Особенного внимания заслуживает одна из палеток, на верхней части которой нацарапаны изображения двух козлов, стоящих друг против друга («мотив противоположения»), а также другая, формы удлиненного ромба, с изображением слона, в настоящее время в Египте не водящегося больше.

Посуда, найденная в изобилии, делалась еще без помощи гончарного станка и распадается на ряд типов, обилие которых позволило ученым расположить их по периодам. К первому периоду восходят два типа: сосуды разных форм, крашеные железняком, с черной полосой по борту, благодаря способу обжигания их, через опрокидывание вниз, в жар, и такие же красные сосуды, только без черного борта, с белыми рисунками штриховкой (изображения животных, растений, мотив плетенки). Второй период представлен светло-желтыми сосудами, обычно яйцевидной формы, с рисунками более темного цвета изображающими, уже сложные композиции, вероятно, религиозного характера: много весельные ладьи, украшенные на корме деревом или ветвью; изображения женщин, с сильно развитыми бедрами и руками, поднятыми над головой, рядом с ними — изображения мужчин, вдвое меньше их ростом, вооруженных бумерангами и палицами; птицы и животные, среди которых интересны вымершие в Египте жирафы.

Встречается отлично высверленная каменная посуда. И глиняная, и каменная посуда делается иногда в форме животных. К концу этого периода очень часты становятся мелкие скульптуры из кости и глины. Женские фигурки отличаются чрезвычайно сильным развитием бедер и изображаются обычно без ног. Мужские фигурки имеют остроконечную бороду, подобно кегле-образным фигуркам из кости, глаза их бывают инкрустированы из другого материала. Женские фигурки иногда изображаются за бытовыми занятиями: стоя по пояс в огромном сосуде, женщина приготовляет пиво, другая материнским жестом поддерживает младенца.

Чрезвычайно близко по сюжету и по всему характеру изображений подходит к росписям на сосудах второго периода роспись из гробницы в Ком-эль-Ахмар. Нижняя часть стены с росписью занята черно-красной панелью, сама роспись дана по желтому фону. Основные тона ее — черный, белый, желтый, красный. По стене в полном беспорядке разбросаны плывущие ладьи с веткой на корме, сражающиеся люди, вооруженные палицами и щитами, дикие животные. Внизу обращает на себя внимание группа из человека и двух животных, очевидно, крупных хищников, которых человек держит за горло. Вся группа, опять-таки, подобно группе козлов на помянутой палетке из шифера, напоминает характерный и для Месопотамии мотив антитезы (противоположения).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *