Путешествия и открытия        15 марта 2015        77         0

Паровая турбина

Интересно, что замысел паровой турбины возник задолго до изобретения паровой машины с цилиндром и поршнем. Еще древний ученый Герон из Александрии две тысячи лет назад придумал прибор в виде шара с двумя выходящими из него в противоположные стороны кривыми трубками. Внутри шара кипела вода, пар вырывался по трубкам, и шар начинал вращаться. В другом тоже очень давно известном приборе струя пара направлялась на колесо с лопатками и вращала его. Точно так, как ветер вертит ветряное колесо или вода водяное.

В самом деле, почему для ветра люди придумали ветряное колесо, для реки — водяное, а для пара стали изобретать какую-то сложную паровую машину? Почему не воспользовались известными с древних времен паровыми турбинками?

Дело в том, что эти турбинки были игрушечными — только и годились, чтобы показывать их как диковинку, а силы — никакой. Настоящую паровую турбину — сильную, быстроходную — сконструировать еще труднее, чем паровую машину с поршнем. Надо сперва изучить свойства пара, научиться рассчитывать прочность и наилучшую форму лопаток для колеса паровой турбины. В прежние времена этого не умели. Взять хотя бы такую простую деталь, как вал, на который насаживается турбинное колесо.

Его старались делать потолще, а он все равно ломался, как спичка, стоило лишь турбине раскрутиться быстрее.

Дело в том, что на большой скорости вал машины начинает дрожать, изгибаться. Оказалось, что его надо делать не толстым, а гибким, пружинистым: тогда он хоть и изогнется, да не лопнет.

А как только не направляли пар на колесо, пока придумали специальное сопло — трубу с расширением на конце! Сколько мучились изобретатели над лопатками для колеса! Вы, наверно, удивились бы, увидев колесо современной паровой турбины: стальные лопатки торчат по сторонам, будто иглы у ежа.

Паровая турбина

Такие турбины устанавливали на океанских кораблях-турбоэлектроходах. Правда, винты корабля не должны вертеться вихрем. Поэтому турбина вращает не сами гребные винты, а генератор, вырабатывающий электричество.

А уж затем электричество вертит винты.

Но это не предел: для теплоэлектростанций строились могучие паровые турбины по триста, четыреста тысяч лошадиных сил.

Чем больше паровая турбина, тем она выгоднее, экономичнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *