Доисторические поселения        10 августа 2017        34         Комментарии к записи Переход от матриархата к патриархату отключены

Переход от матриархата к патриархату

Переход к плужному земледелию и освоению скотоводства составляет широко распространенное и важнейшее основание для перехода от матриархата к патриархату. Однако, не следует считать, что этот переход происходил только на данных основаниях. В основе лежало развитие производительных сил вообще, независимо от тех либо иных отраслей производительной деятельности. Этот переход происходил и в тех обществах, кои не знали ни скотоводства, ни земледелия. Он происходил и в обществах, у которых развилось и сделалось ведущей отраслью производительной деятельности рыболовство. Когда при особых обстоятельствах специфически развивалась охота, мужчина делался здесь главным производителем, и развитые охотничьи племена давали место развитию патриархата.

Во всяком случае, переход от матриархата к патриархату отнюдь не был связан только со скотоводством, как это утверждают некоторые авторы. Матриархат и патриархат — две универсально-исторические стадии истории общества первобытности. Переход от стадии к стадии совершался тогда, когда вслед за развитием техники и хозяйства менялось соотношение полов в производстве и преобладающее значение в нем, приобретал мужчина. Можно только сказать, что скотоводство действительно особо благоприятствует развитию патриархата, однако только потому, что развитое скотоводство и само является относительно других отраслей первобытной производительной деятельности более высокой формой, что переход к нему совпадает с мощным подъемом производительных сил, новым общественным перераспределением труда и рядом иных общественно-экономических явлений.

Как было сказано, матриархат в разнообразных обществах, в конкретных исторических условиях, достигает большего или меньшего развития. В зависимости от тех же конкретных условий раньше или позже происходит переход от матриархата к патриархату. Таким образом, Мы, вновь наблюдаем неравномерность и своеобразие развития отдельных обществ. Но, сверх того, в истории обществ первобытности большую роль играли внешние воздействия, а именно, связанные с указанной неравномерностью развития влияния гораздо развитых обществ на менее развитые.

Подобные влияния неминуемо ускоряли переход от матриархата к патриархату. При этом в малоразвитых обществах, например находящихся на стадии собирательства и охоты, с малоразвитым, нестойким родовым строем, переход этот, соединяясь с общим распадом, выливался в специфические формы, и вновь слагавшиеся здесь патриархальные формы и отношения имели особый, с самого начала распадный характер. Если говорить о поздних отсталых племенах и народностях, то не приходится напоминать о том, какое разрушающее влияние имела в указанных отношениях европейская колонизация. Вот почему мы имеем крайне отсталые общества, например австралийцев, у которых матриархат, бывший малоразвитым, подвергся всему либо почти полному распаду, и господствуют, в весьма специфической форме, патриархальные отношения.

Переход от матриархата к патриархату сопровождается появлением новейших образований брачных и семейных форм. Свойственное матриархату матрилокальное поселение вступает в сильное противоречие с тем общественным и хозяйственным положением, какое теперь начинает занимать мужчина. Тесно связанный ныне с собственным семейным и родовым хозяйством, опираясь на свое новое общественное значение, мужчина ломает этот брачный порядок и берет жену к себе, в свою семью. Так совершается переход к патрилокальному поселению. Параллельно и сам брак переходит в новую, более высокую форму. Парный брак, недолговечный и непрочный, становится прямо противоречащим экономическому строю патриархата. Точнее, развитие домашнего хозяйства требует прочного соединения супругов и прочного прикрепления жены к семейству мужа. Возникает моногамия — прочное соединение мужчины с женщиной, включая их потомство. Наконец, глубокое превращение испытывает и самая семья, преобразующаяся в новую общественную ячейку — большую патриархальную семью.

Переход от матриархата к патриархату и, в частности, это перевоплощение семьи материнской в семью патриархальную представляют из себя, однако, весьма сложный и длительный процесс, в котором стойко сохраняются пережитки матриархата и создаются особые переходные формы.

Прежде всего, материнский род и с ним вместе матрилинейный счет сохраняются с большой прочностью. Когда женщины при замужестве уходят в иную семью, мужчины остаются в материнской семье данного материнского рода. Более того, дети также имеют принадлежность еще к собственному материнскому роду, вследствие чего они, родившись в семье их отца, по особому порядку раньше либо позже уходят в семейство и род собственной матери, т. е. к своим дядям. При таких условиях семья такого переходного времени имеет оригинальный состав: состоит из мужчин и их жен, но без детей, уходящих, как сказано, к своим дядям, но зато из возвращающихся в эту семью детей замужних женщин — племянников и племянниц. Естественно возглавляет подобную семью старший мужчина. Однако и выходящая замуж женщина далеко не сразу и не вполне отрывается от собственной семьи и своего рода, наоборот, сохраняет с ним довольно тесную связь, в особенности в первые годы. В частности данное выражается в том, что замужняя женщина временами возвращается на некоторый срок в свою семью; нередко роды должны обязательно происходить в родной семье женщины, и она именно в этой связи возвращается домой, причем и после родов остается на некоторое время дома. Да и по мере пребывания в семье мужа замужняя женщина сохраняет здесь известную самостоятельность и изолированность, имеет отдельное помещение и пр.

Но наступает решающий момент, и отец, ломая эти переживающиеся матриархальные порядки, удерживает у себя как свою жену, так и своих детей, и уже окончательно семья превращается в патриархальную, счет по происхождению и родству переходит в отцовскую линию, превращая и род в патриархальный. И все же надолго сохраняется ряд пережиточных форм, выражающих матриархальное начало. Таков, например, так называемый авункулат — комплекс особых отношений между дядями и племянниками, заключающихся в том, что дядя является ближайшим защитником собственных племянников, а племянники — помощниками своего дяди; племянник имеет право на имущество своего дяди или наследует ему, дядя играет немаловажную роль в браке своих племянников как собственно и племянниц.

Все же переход от матриархата к патриархату совершился, и это в особенности сказывается на женском положении. Окончательно отмежевавшись совместно с детьми от семьи собственной и рода своего, потеряв с ними со временем любую связь, женщина становится подневольной трудовой силой в домашнем хозяйстве уже семьи патриархальной, она и дети оказываются подвластны главе данной семьи.

Движение к моногамии и прочной патрилокальности сопровождается характерными переменами в формах заключения брака. Женщина — трудовая сила; отпуская ее, семья требует известной компенсации. Первоначально это выражается в подарках, которые жених при содействии своей семьи приносит в семью невесты, первым делом и в особенности ее матери, затем братьям, материнскому дяде и пр. С другой стороны, выходящая замуж женщина, покидая собственное хозяйство, получает некоторый выдел из коллективного имущества семьи. Этот выдел, или приданое, образует личное имущество замужней женщины, отдельное от мужского имущества, то имущество, коим замужняя, свободно может распоряжаться и которое в известной мере составляет основу ее личной независимости.