Теоретические вопросы        22 июля 2012        39         0

Период Древнего царства

Египет

Период Древнего царства (около 2800-2400 гг. до н. э.) имел большую значимость в истории Египта. Прочное объединение страны в конце Раннего царства позволило плодотворнее использовать преимущества, которые давало единое управление областями, отличавшимися разными природными богатствами. К тому же образование в долине Нила единого государства обеспечивало оборону этого государства и давало ему возможность для покорения богатых соседних областей, в итоге чего поступала обильная добыча, в том числе и рабы.

Древнее царство было временем дальнейшего роста рабовладения и социального расслоения. Эксплуатировавшиеся рабовладельческой деспотией огромные массы людей (как иноземных рабов, так и египтян рабов и свободных общинников) использовались и для расширения ирригационной системы, и для монументального каменного строительства.

В начале Древнего царства высшие посты все еще занимали царские родичи, но затем, при постепенном увеличении бюрократического аппарата, необходимого в столь обширном рабовладельческом государстве, ряд должностей переходил к более отдаленным потомкам царей и представителям знатных родов.

Мемфис по-прежнему был столицей Египта, и именно его некрополи сохранили наиболее замечательные памятники рассматриваемого периода.

От времен Древнего царства до нашего дошли первые оригиналы египетской литературы, произведения искусства высочайшего художественного качества. В этот период зодчество создало памятники, по масштабам не превзойденные в течении всей истории Египта и больше других прославившиеся за его пределами.

Как всегда в условиях древневосточного рабовладельческого общества, для формирования идеологии большое значение имели религиозные представления. Слагавшиеся на основе важнейших местных культов сказания о богах принимали теперь официальные версии.

Подчиненное положение одних областей и возвышение других находило свое отражение в местных культах. Закреплялись определенные «семейства» богов, различные божественные «троицы» и «девятки», развивались религиозно-философские учения. В тех формах, которые принимал фантастический небесный мир, естественно, отражались земные отношения. Иконография богов во многом повторяла образы царей.

Наибольшее значение в период Древнего царства приобрела «девятка» богов, почитавшаяся в древнейшем религиозном центре — городе Ону (греческий Гелиополь), во главе которой стоял главный местный бог солнца Ра-Атум. В нее входили боги неба, воздуха, земли, два главных божества Южного и Северного Египта и тот бог, культ которого был крайне важен не только в истории египетской религии, но и в сложении христианства — Осирис.

В образе Осириса слились культы умирающих и воскресающих сил природы и умершего царя. С культами Ону соперничали культы Мемфиса, религиозно-философское учение которого отличалось большей отвлеченностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *