Полевые археологические исследования        18 декабря 2016        133         0

Первобытная военная демократия

Распад родового строя приводил к коренной ломке всех старых, привычных общественных отношений и, разумеется, не мог протекать мирно. Насилие — это повивальная бабка любого общества в старину, когда оно новым уже беременно. Родовой знати приходилось преодолевать упорное сопротивление рабов и бедноты. Функцию охраны богатства и подавления сопротивления бедняков и рабов выполняли первоначально тайные союзы.

Тайные союзы

Тайные союзы представляют собой развивающиеся в условиях распада родовой организации мужские общества. В это время, когда богатство приобретает решающее значение, вступление в мужские общества уже обусловливается не инициациями, как прежде, но устройством пиров и раздач: тот, чей отец не может зарезать достаточного количества свиней, чтобы угостить членов союза, не может и рассчитывать на вступление в него. Значит, союзы на этом этапе становятся недоступными не только для рабов и женщин, но и для свободных бедняков. Теперь союз целиком противостоит всем не членам, почему и стремится окутать все свои действия тайной. Тайные союзы устраивали избиения не членов, налагали на них штрафы, старались их запугать.

Тайные союзы брали под свою защиту все новые институты и прежде всего богатство. Они обладали правом налагать защитительные запреты на собственность своих сочленов. Наоборот, собственность не членов союза не пользовалась защитой и часто подвергалась грабежу со стороны тайного союза. Это противопоставление членов и не членов союза резко выступает в обряде посвящения в союз, когда посвящаемые проводят до года в лесу и, возвращаясь в деревню, в знак своего разрыва с прошлым делают вид, что не узнают даже своей родни, не понимают родного языка.

Тайный союз особенно преследует женщин и рабов, выдвигая на первый план мужчину-рабовладельца; он собирает долги с неаккуратных должников и в случае отказа подвергает их имущество разграблению. Иной раз тайный союз выступает даже как верховное судилище для решения споров между селениями. Во время его заседаний, запрещается любое кровопролитие. На признанное виновным селение союз налагает четырехдневное разграбление; тогда воины ночью в масках при свете факелов нападают на деревню.

Власть вождя

По мере увеличения роли знатных и богатых, изменяется и способ власти вождя. Теперь избирают его из числа наиболее зажиточных патриархальных семей, власть вождя затем превращается во власть наследственную в рамках конкретной знатной семьи. она опирается уже не только на его личный авторитет, а и на его богатство, на число его сородичей и количество рабов, на число лиц от него зависимых. Вожди влияние свое поддерживали при помощи варварского террора.

Так, когда вождь дагомейцев (племени в Гвинее) умирал, на его могиле убивали тех, кто копал ее; кроме того, живыми зарывали его жен, 80 танцовщиц и 50 воинов. После этого 16 месяцев наследник правил лишь как его наместник и каждый день посылал «гонца» к умершему вождю, чтоб известить его о всех делах страны.

Война

Накопленные богатства существенно изменяют специфику первобытных войн. Та война, вели которую раньше только для отмщения за набеги, или для расширения территорий, теперь ведется исключительно ради грабежа, и уже становится промыслом постоянным. Поэтому война и военная организация теперь становятся функциями нормальной жизни народов.

Союз племен

В этих войнах нередко формируются союзы племен. Эти союзы организованы еще по принципу демократии: их основными органами являются совет старейшин и народное собрание, т. е. совет родовых вождей, и, наконец, военачальник, избираемый народным собранием из представителей знати. Но, несмотря на демократизм, союз племен уже означает начало разрушения родовой организации. Грабительские войны власть военачальника и родовых старшин усиливают, а на задний план отходит народное собрание: рядовые воины лишь присутствуют при заседании старейшин, криком или стуком оружия выражая свое отношение к речам вождей. Таким образом, в ходе постоянных войн из родовой организации возникают органы, господство в которых принадлежит вождям и знати, получающей к тому же львиную долю захваченной во время войн и грабежей добычи.

Дружина

В тот же момент возникает учреждение, которое много содействовало укреплению власти вождя, — дружина. В ходе грабительских войн создавались частные объединения для ведения войны за свой страх и риск. Военный вождь собирал вокруг себя людей, жаждущих добычи, которые связывались между собой личной верностью, но не родовыми связями. Имея опору на свою дружину, вожди, в конце концов, захватывают всю полноту власти.

Так постепенно органы родового строя отдаляются от народа. Если в тайных союзах власть принадлежит значительной части мужского населения племени, то в пору военной демократии, опирающиеся на дружину вожди, имеют господство над массой простых соплеменников. Образуются самостоятельные органы угнетения и господства, действующие против своего же народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *