Теоретические вопросы        14 декабря 2012        230         0

Первобытное стадо

Первобытное стадо

Конкретные формы общественных отношений в эпоху первобытного стада рисуются пока в очень неопределенных очертаниях. Предложенные реконструкции представляют собой лишь более или менее вероятные гипотезы. Одно ясно — первобытное стадо нельзя рассматривать как средоточие анархии в половых и общественных отношениях, как это часто делается, как общественный коллектив, в котором если и не господствовала, то постоянно присутствовала конфликтная ситуация. Если бы это было действительно так, стадо не смогло бы существовать.

Отношения между стадами могли быть враждебными, но внутри стада стычки уже подавлялись общественной дисциплиной, имела место и взаимопомощь — как иначе объяснить доживание до сравнительно преклонного в первобытном обществе возраста таких особей, как питекантроп I и Шанидар I, один со значительным экзостозом бедренной кости, другой с неподвижной и наполовину ампутированной рукой? Первобытное стадо, по-видимому, представляло собой популяционный гомеостаз, в котором поддерживалось постоянное равновесие между частотой конфликтов и давлением общественной дисциплины, обеспечивавшее существование стада. Но конкретные формы этого равновесия, упорядочения и регламентации общественных отношений внутри стада пока не поддаются однозначной реконструкции с помощью антропологических данных — основное место в решении этой проблемы должны занять археологические материалы.

Хронологические рамки эпохи господства первобытного стада в общем уже ясны. Зарождалось оно, очевидно, в стадных ячейках австралопитеков, окончательно сформировалось одновременно с формированием собственно гоминид, распад первобытного стада и формирование новой общественной организации в форме рода совпадают, надо думать, с возникновением рода Homo. Таким образом, совершенно ясно, что на протяжении длительного времени своего формирования — весь нижний и частично, может быть, средний палеолит, соответствующий геологически нижнему и среднему плейстоцену — стадо не могло не эволюционировать, но установление основных путей и этапов этой эволюции — задача пока неразрешимая.

Подведем итог. Для решения проблемы становления человеческого общества и этапов его генезиса существенное значение имеет вопрос о существовании и формах первобытного стада как промежуточного звена между стадными взаимоотношениями млекопитающих и родовыми коллективами древних людей. Изучение стадных взаимоотношений млекопитающих, в частности приматов, показывает, что они почти целиком базируются на рефлекторной деятельности и не могли послужить непосредственной основой для развития социальной организации. С другой стороны, довольно сложные формы регламентации отношений в обезьяньем стаде заставляют критически отнестись к распространенным воззрениям на первобытное стадо как на коллектив, в котором царили беспорядочное половое общение и анархия. Само существование этапа первобытного стада на заре истории социальной организации представляется, поэтому, бесспорным в свете антропологических данных, реконструкция системы регламентации половых и общественных отношений внутри стада пока не может быть произведена однозначно на основании наблюдений антропологов.

Хронологические рамки первобытного стада совпадают, очевидно, с возникновением собственно людей в узком смысле слова (подсемейства Homininae), с одной стороны (хотя зарождение каких-то общественных норм, для него характерных, могло произойти и у австралопитеков), и формированием рода Homo — с другой. Исходя из вышеизложенных морфологических соображений, мы склонны искать истоки зарождения родового строя в коллективах палеоантропов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *