Врачевание и погребение        23 октября 2016        150         0

Первобытные врачи

pervobytnye-vrachi

Погребение умерших, начальное развитие которое здесь имеется в виду, представляет собою предпринимаемые над трупом умершего действия доктора-колдуна, врачевателя, жреца, через которые он, по уговору с группой старейших, старается родственников покойного удержать в продолжении исполнения их обязанностей по снабжению умершего. Первоначально доктор-колдун был врачом, от какового звания он и позже отнюдь не отказывается, больше того на нем преимущественно долго еще обосновывает свою общественную незаменимость. Первобытные врачи выходили, главным образом, из числа занятых исканием кореньев и трав старых мужчин (и женщин), которые испытывали свое врачебное искусство на больных и слабых, искавших и находивших в те времена неустойчивой кочевой жизни прием и уход среди шедшей в хвосте массы. Именно старые люди сумели найти применение лечебным силам природы, имеющимся в области растительного царства, так как собирание растительных продуктов относилось к числу их повседневных занятий. В качестве распределителей жизненных припасов — они могли воздействовать на гигиенически — целесообразное питание больных. Они же решали вопрос относительно выбора того или иного направления в кочевых передвижениях и могли поэтому хилым и больным доставить те благодетельные условия, какие могло бы им дать лишь пребывание на легко достигаемых и часто посещаемых местах стоянок и кормления. Старики были естественными опекателями больных и умерших.

При благоприятных обстоятельствах и доктор-колдун, пользовавшийся полнейшим доверием окружающих, легко мог употреблять в свою пользу или направлять в руки своих классовых товарищей продукты, приносимые или предназначаемые для больных или умерших. Народ, т. е. вся масса племени, которую мы здесь так называем в противоположность жрецам, должен был во что бы то ни стало поддерживаться в убеждении, что пища эта достается действительно больному и живому. Таким образом было необходимо скрывать настоящее состояние опекаемого, если опекатель хотел невозбранно пользоваться дарами, которые доставлялись трудоспособными родственниками. Мы знаем, что такие приношения не требовали непременно непосредственного реагирования и пока пользование больного продолжалось один или несколько дней, молчание больного не могло вызвать ни какого ропота среди его щедрых родственников: но период лечения стал в конце концов все более и более удлиняться благодаря орудованию мудрого доктора и при деятельном содействии «старейших». Самый древний способ погребения есть, во всяком случае, погребение покойника в позе спящего, которую мы встречаем и в самых древних нам известных погребальных находках Европы. Погребение в позе спящего отвечает более всего естественному положению больного человека. Но поскольку в положении умершего заметна рука живых, ясно обнаруживается намерение этой позой спящего симулировать живого. У Ле-Мустье нашли, например, тщательно отработанную из глины и ловко подобранных оббитых кремней головную подушку, которая пригонялась точно по форме мягких частей.

Если труп, как в упомянутых случаях, укрыт был от любопытных взоров положением его во мраке пещеры, то в таком случае зритель мог бы получить лишь очень неясное представление об имеющем вид спящего мертвеце. Клали также тело в ложбины почвы или углубления скал, прикатывали каменные глыбы близко к нему и ставили «каменную защиту» для головы, которая наиболее в ней нуждалась.

Дальнейшим средством мистификации для назойливых посетителей, которые, впрочем, и угрозами отпугивались от приближения к покойнику, служили различные «прибавочные» предметы: оружие, орудия, предметы украшения и т. п. из принадлежавших умершему. Они клались ему под руку, его одевали в них или оставляли в них одетым, чтобы показать, что умерший не мертв, что он заявляет притязание на предметы личной собственности. Добавочные предметы встречаются, однако, не только при погребении покойника в позе спящего, но и при других видах положения трупа. Было не целесообразно дать трупу тотчас же совершенно исчезнуть, как, впрочем, часто случалось; ибо наличность мнимо опекаемого была самым сильным стимулом для приносящих в дар продукты. Поэтому жрец удалялся с ним в сторону от мест, населенных живыми, хотя и оставался все-таки в досягаемой близости, окружая свое местопребывание колючим тыном угроз, чтобы воспрепятствовать доступу не прошенных. Вместе с тем он обещал ответные дары от больного, который вскоре, надо надеяться, будет исцелен. Но этот обман, угрозы, обещания,— он мог успешно пускать в ход только в том случае, если он в этой борьбе стоял не одиноко, а в качестве уполномоченного целой социальной группы. Продукты, принятые доктором, аккуратно каждый раз съедались: значит ими и поддерживал свое существование больной. И он жил хорошо, ибо больные окружались особой заботливостью, пока принудительная сила кочевой жизни не заставляла покидать страну. Только одной особенностью отличался, таким образом, опекаемый. Он ел и пил всякий раз только тогда, когда его покидали приносившие дары. Но эта еда в одиночестве была одним из практикуемых вообще ухищрений именно со стороны почтенных особ. Поскольку вообще приходилось его видеть, он лежал всякий раз в оковах столь благодельного для больного человека сна, нарушать который было величайшим преступлением.

Но как быть, когда наступало время разложения трупа и когда нужно было его скрыть от, приносящих дары? Новые меры, новые средства обмана приходилось применять мудрому стражу, для того, чтобы сохранить свою тайну. Говоря о погребении умерших с ее разнообразными способами погребения нам станет известно, что каждый раз ловко приспособлялись к обстоятельствам меры к утаиванию и к отводу глаз; вопрос об организации жертвоприношения показывает нам ясно, что приношение жертв сверхчувственным существам возникло из обязанности доставлять умершему или больному дары из пищи и питья для поддержания его существования, между тем как ближайшее рассмотрение жречества не оставит в нас сомнения в том, что исконный жрец совершенно тождественен с исконным врачом и что его дальнейшие функции с течением времени ответвляются от этого первоначального его звания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *