Передвижение и транспорт        21 ноября 2016        68         0

Первые «аэробомбы»

Действие происходило в 1849 г. в Венеции.

При наполеоновских завоевательных войнах Венецианская республика потеряла свою независимость. Приданная сперва Австрии (1797 г.), она скоро отошла к Италии (1805 г.), а потом вновь была завоевана Австрией (1814—1815 гг.). При подъеме мощной революционной волны во всей Европе в 1848 г. Венеция подняла знамя восстания, чтобы избавиться от австрийского владычества и добиться прежней независимости.

Началась война.

Австрийцы подошли к гордой Венеции, чтобы принудить ее к сдаче. Но город, имевший расположение в лагуне на островах, был недосягаем с материка для артиллерии того времени. Венецианцы только смеялись над неудачными действиями осадной артиллерии: все австрийские снаряды падали в воду, совсем не долетая до города.

В таком положении осаждавшие не могли рассчитывать на быстрое завершение своих операций и потому стали изыскивать другие способы бомбардировки непокорного города. Наконец, они решили посылать в Венецию по воздуху, пользуясь благоприятными ветрами, баллоны, наполненные нагретым воздухом, с подвешенными к ним разрывными и зажигательными бомбами. Была выработана стандартная материальная часть для «аэробомб» (тогда так называли баллон вместе с бомбой). И изо дня в день, при подходящем ветре, шары стали показываться над Венецией, автоматически сбрасывая бомбы.

bombardirovka-venecii

Бомбардировка Венеции с помощью монгольфьеров в 1849 г.

Правда, большого материального вреда такая бомбардировка не приносила. Но моральное действие было немалое. Население очень боялось этих бомб, так как с земли было трудно разобрать, куда они летят, и каждый баллон, который двигался от берега, наводил на жителей панику. В особенности же боялся сбрасываемых бомб венецианский флот, конечно деревянной постройки. Поэтому едва австрийцы начинали пускать «аэробомбы», как венецианские суда спешили отойти от города. Бывали и удачные попадания бомб: так, одна из них взорвалась на знаменитой площади св. Марка, в центре города.

Сферическая оболочка монгольфьеров делалась из писчей плотной бумаги. В вертикальных склейках веретенообразных полос снизу и сверху наклеивались для прочности тесемки. В верхнем полюсе приклеивался холщевый круг с наружной петлей для подъема баллона. Внизу вставлялся деревянный обруч, служивший фундаментом для очага; подвеска бомбы крепилась к обручу.

konstrukciya-aerobomby

Конструкция «аэробомбы» 1849 г.

Баллон диаметром 5,5 м и объемом около 82 м3 весил 23 кг и нес на подвеске длиной 1,2 м зажигательную или разрывную бомбу с весом в 13 кг. Подвеска бомбы была соединена с приспособлением, от которого медленно горел (тлел) специальный шнур. Длину этого шнура прирезывали из расчета определенного времени его горения, которое зависело от силы ветра.

Перед пуском монгольфьеров с бомбами производили «пристрелку». С возвышенного места, выбранного в зависимости от направления ветра, пускали пробный баллон; за ним наблюдали в теодолиты из разных пунктов и наносили на карте возможно точнее его путь. Если путь проходил через город, то с этого же места и вели бомбардировку. Если же баллон делал отклонение в сторону, то соответственно переменяли исходную позицию. Конечно, потом проверяли и путь баллонов с бомбами, чтобы вернее наносить поражения.

Вся материальная часть для 100 баллонов с бомбовым снаряжением доставлялась в стандартной укладке на 5 повозках. Каждая пусковая станция успешно обслуживалась пятью людьми. При навыке на выпуск одной «аэробомбы» требовалось около 6 мин. Значит, 10 станций выпускали в час около сотни снарядов… При падении бомб с воздуха оболочка монгольфьера свечкой вырывалась вверх и быстро лопалась; очаг с недогоревшими углями падал обычно недалеко от снаряда, часто вызывая пожары.

Применение баллонов при осаде Венеции явилось в истории первым опытом воздушной бомбардировки и в этом отношении представляет большой интерес, особенно при сравнении с современными методами бомбардировки с воздуха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *