Передвижение и транспорт        13 ноября 2016        68         0

Первый парашют

Успехи воздушных шаров заставили обратить внимание на простейшие снаряды, которыми в некоторых случаях пользовались в прошлом для спусков с высоты, преимущественно с увеселительными целями. Если простой пузырь под собой носит человека в воздухе на сотни километров, так почему зонтичная поверхность не может обеспечить замедленное и спокойное спускание человека с высоты? Достоверно известные опыты такого рода производил одновременно с полетами братьев Монгольфье и Шарля парижский физик Ленорман.

Взяв для первого испытания пару больших дождевых зонта размером в 30 дюймов, он соединил концы спиц с рукоятками в них шнурами.

В каждой руке держа по зонту, он совершил прыжок с крыши одноэтажного дома и земли коснулся довольно мягко, без толчка значительно, ощутимого. Чтобы примерно определить, как должна быть велика поверхность зонтов для спуска с большей высоты, Ленорман проделал еще ряд опытов, опуская на зонтах разнообразных животных, которые содержались в домашнем пользовании. Он сделал вывод, что имея нагрузку в 90—100 кг (человек вместе с зонтичным устройством) для спуска без опасения достаточна поверхность диаметром около 4,5 м.

После этого Ленорман соорудил специальный зонтик, предназначенный для спуска человека с высоты, а такой снаряд впервые назвал парашютом.

Этот первый парашют, изготовленный из ткани, а так же оклеенный бумагой, выглядел как правильный конус. Диаметр его основания был 4,5 м. и высота составляла 2 м.

parashut-lenormana

Парашют Ленормана.

В нижнюю кромку поверхности парашюта вшита была толстая веревка, с ней соединялись подвесные тросы. Прочная плетенка, изготовленная из ивовых прутьев, подвешивалась к тросам, и играла роль седла для человека. Ленорман на таком парашюте при наличии публики в декабре 1783 г. в обсерватории Монпелье в Париже сделал спуск с башни.

В ходе этого опыта присутствовал один из братьев Монгольфье, который тоже занимался перед тем прыжками с зонтами.

Это документально засвидетельствованные испытания парашюта в год появления воздушных шаров.

Но нет сомнений, что парашют был известен много раньше. Недаром говорят, что у народов древнего Востока можно найти почти любое европейское изобретение. В описаниях путешественников XVIII века встречаютсязаметки, что у многих диких народов был обычай при празднествах и торжествах развлекаться, прыгая со скал или обрывов с большими зонтами. Как раз такое сообщение толкнуло, по слухам, Ленормана на его испытания.

parashut-parusnogo-tipa

Парашют парусного типа. Сведения о нем опубликованы в техническом сборнике Веранцио в 1617 г.

На рис. приведено изображение очень примитивного парашюта в виде паруса, которое было напечатано впервые в технической книге, изданной в 1617 г. в Венеции. Хотя там ни слова не говорится о том, пользовались ли этим приспособлением и для каких надобностей, можно думать, что оно, во всяком случае, испытывалось, так как о его свойствах говорится в книге совершенно определенно.

Но для чего мог понадобиться парашют в те годы в технике или в быту помимо развлечений?

Фантазия романистов, конечно, и здесь на много опередила действительность. Так, в одном французском романе, вышедшем в Париже еще в 1639 г., повествуется о герое, который сумел освободиться из заточения в башне при помощи очень широкой одежды, позволившей ему безопасно прыгнуть с высоты в объятья своих друзей, которые ожидали его в лодке. Говорят, что произошел подобный случай на самом деле в XVII веке с французом Лавеном, который пытался при помощи большого зонта бежать из форта, где он находился в заключении (спуск с высокой стены был сделан удачно, но беглеца все же поймали). Другие романисты и художники XVIII века пользовались идеей парашюта при фантастических описаниях разных крыльчатых машин.

После опытов Ленормана, в пору всеобщей аэромании, мысль о практическом применении парашюта всплыла сама собой. Популярности ее много способствовал Бланшар, который совершая свои публичные полеты частенько сбрасывал на парашютах домашних животных. Да и революционная романтика тех годов тоже пользовалась идеей о возможности спуска на парашюте с высоты при отсутствии других средств.

Вот примеры из истории борьбы французской революционной армии на Северном фронте.

Недалеко от Шарлеруа, где успешно работал аэростат «Л’Антрепренан», попали в плен в руки англичан два активных революционера. Одним из них был Друе, комиссар Северной армии, получивший известность тем, что опознал первым и задержал короля Людовика XVI, когда тот в 1791 г. попытался бежать за границу из Парижа. Другим был Жак Гарнерен, выполняющий роль инспектора той же армии, на процессе жены Людовика XVI, Марии-Антуанетты, казненной по приговору революционного трибунала в 1793 г. он выступал свидетелем обвинения. Оба революционера попали в руки англичан, которые передали их австрийцам.

Друе заключен был в 1794 г. в крепости Шпильберг, в Моравии, Гарнерен же в форте Буд, не далеко от Будапешта (Венгрия).

Задумав бежать, Друе решил воспользоваться несколькими простынями, чтобы сделать из них парашютное приспособление для прыжка с высокой крепостной стены. Успешно закончив тайком все приготовления, он отважно соскочил однажды темной ночью со стены крепости в обрыв. Хотя «парашют» и значительно ослабил удар о землю, но все же при падении Друе сломал себе ногу. Побег не удался. Друе был возвращен обратно в тюрьму и освобожден только лишь через год в обмен на отпущенную из Парижа дочь Людовика XVI.

Гарнерен, находясь в одинаковых условиях с Друе, пришел к тому же решению. Но его приготовления к побегу были обнаружены стражей, которая, конечно, отобрала у него все материалы. После этого, естественно, внимание тюремного начальства было привлечено к беспокойному заключенному. Надзор за узником был усилен, и Гарнерен уже не мог подготовить новый побег. Вначале 1797 г. он получил свободу при размене пленными.

Жак Гарнерен, вернувшись в Париж, стал совершать полеты на воздушных шарах, сделав это своей профессией. Еще раньше он и Жан-Баптист Гарнерен (его старший брат) глубоко изучали физику под патронажем профессора Шарля. Знание физики дало им возможность в дальнейшем с большим успехом работать в области воздухоплавания. Гарнерен решил испытать, пригодны ли парашюты при свободных полетах на аэростатах в качестве спасательного средства на случай аварии в воздухе.

Начав подобно Бланшару со сбрасывания на парашютах разных животных, Гарнерен позднее стал готовиться к тому, чтобы самому спуститься на парашюте. Он сделал выкройки и сшил куполообразную зонтичную поверхность диаметром 10 м из 36 клиньев шелковой материи, в центре купола сходящихся остриями. В купол с нижней стороны вшит был крепкий деревянный обруч, вниз от которого вертикально шли 4 троса по 10 м длиной, державшие легкую корзину. Кроме того, 36 строп корзину связывали с кромкой поверхности парашюта. Такой парашют в виде закрытого зонта был подвешен за обруч к подвеске баллона, с наполнением водорода; тогда же было сделано приспособление для отрыва парашюта от шара.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *