Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Плетение бытовых и декоративных изделий

Индия

Плетением бытовых и декоративных изделий занимаются не только ремесленники-профессионалы, но и многие представители племен и сельские жители из незажиточных слоев, обычно принадлежащие к традиционно низким кастам. Без плетеных изделий не обходится ни одна семья в Индии, поэтому спрос на них на внутреннем рынке никогда не падает.

Первое место в ряду этих изделий занимают циновки. На циновках сидят и спят, на них сервируют пищу, ими завешивают окна и двери, их прибивают к стенам и постилают на лежанки-чарпои. Из-за столь большой потребности в этих вещах их производят практически в каждой деревне. Размеры и тонкость выработки циновок, зависят от их назначения. Их плетут из соломы, получаемой от культивируемых растений, из волокон дикорастущей травы мундж (Saccharum Munja), из кокосового волокна — койра, из волокон финиковой, талипотовой и некоторых других видов пальм, из пальмовых листьев, из бамбука, из волокон конопли, осоки (последний вид сырья используется для выработки утка на основе из грубых хлопчатобумажных нитей) и целого ряда других волокнистых растений.

Известностью пользуются бенгальские, тамильские и керальские циновки.

Бенгальские циновки вырабатываются из трав ситальпати (Maranta Dichotoma) и мадур (Cyperus Tegetum). Ситальпати растет на заболоченных землях, и циновки, сделанные из нее, отличаются шелковистой, скользкой и прохладной на ощупь поверхностью. Стебли этой травы расщепляют на тонкие волокна, которые тщательно отскабливают и заглаживают. Эти тонкие волокна сплетают затем в циновки, создавая в процессе плетения геометрические узоры — клетки, зигзаги, косые полоски и т. п., а иногда выплетают и узоры в виде листьев и фигур людей и животных. Аналогичные циновки делают и из травы куса (Eragrostis Cynocyroides).

Близкие к ним по качеству циновки, называемые «масаланда», делают главным образом в округе Миднапур из тростника. Его три дня держат на солнце, затем замачивают в воде на 1-1,5 часа, после чего расщепляют и часть волокон окрашивают в красный цвет — из них на таких циновках делают кайму. Концы волокон требуемой длины закрепляют на двух бамбуковых брусьях, туго натягивая эту основу, а затем переплетают их поперечными волокнами, создавая узоры мозаичного характера.

На юге, в округе Паттамадаи (штат Тамилнад), делают тончайшие циновки, комбинируя основу из витой шелковой пряжи и уток из тонких, подобных нитям волокон растущей возле водных источников травы кораи (вид папируса). Основу натягивают на станок и над ней ставят скамью, на которой сидит женщина и при помощи бамбуковой иглы протягивает волокна кораи через нити основы. Подготовка травы — это длительный процесс, которым занимаются мужчины. Стебли кораи расщепляют пополам и подсушивают в тени, затем половинки расщепляют на тонкие волокна и сушат на солнце в течение месяца, все время переворачивая; вслед за этим их замачивают в воде на семь дней и расщепляют дальше, тщательно очищая каждое волокно, после чего снова сушат в тени. Затем, если требуется, волокна окрашивают, опять сушат и в последний раз опускают в воду тогда, когда продевают иглу. (Края циновок потом обшиваются шелковой нитью.)

Это настолько трудоемкая работа, что в день удается сделать не больше 20 погонных сантиметров. Поверхность готовой циновки полируется мягким шлифовальным камнем, и в результате всех этих усилий создается плетение, подобное гонкой ткани — такую циновку можно складывать, как платок, и носить с собой.

Здесь же делают и грубые циновки из волокна алоэ, и средней тонкости — с утком из кораи и основой из хлопчатобумажных нитей. Для многих циновок волокна окрашивают в яркие тона и составляют из них разные узоры в процессе плетения. В качестве отделки применяют и нить зари.

Часто изготовлением более грубых сортов циновок от начала и до конца процесса занимаются женщины, расщепляя алоэ или кораи на толстые волокна.

Как в производстве тончайших циновок, так и в выработке молитвенных ковриков для мусульман заняты главным образом местные мусульмане. На плетеных ковриках, обычный размер которых бывает около 45×120 см., в середине изображается мечеть, купол которой, где бы коврик ни расстилали для совершения молитвы, должен быть обращен в сторону Мекки.

Циновки разного качества вырабатываются и в других южных штатах.

В штате Андхра-Прадеш плетением циновок из волокон конопли занимается преимущественно каста четтиар. Мужчины из этой касты собирают стебли растений, сушат их 4-5 дней, бьют о камень, очищая их таким путем от кожуры, листьев и семян, и оставляют лежать месяца на два. После этого стебли вымачивают дней 5-6 в воде (чаще всего — в деревенском пруду), снова выколачивают в воде, отмывают и сушат в небольших конических стогах, сметанных вокруг шеста, вручную отдирают волокна от оставшейся кожуры и одно от другого и отдают это подготовленное сырье женщинам. Женщины прядут тонкие конопляные бечевки и плетут или, точнее, ткут из них циновки. Готовые вещи обрызгивают рисовым отваром, а затем мужчины сильно растягивают их на брусьях и сушат. Узор вырабатывается и путем использования окрашенной пряжи, и путем выработки рисунка из однотонной пряжи в процессе плетения.

В Керале главным сырьем для плетения служит койр — кокосовое волокно. Его следует снять с поверхности ореха не позже чем через 6-7 дней после того, как орех был сорван, в противном случае оно станет слишком сухим и грубым. Снятое с ореха волокно замачивают в воде лагун, озер, прудов или каналов, иногда закапывая его в глинистое или песчаное дно водоемов. От длительности вымачивания и свойств воды (от пресной до соленой) зависит качество койра. Для получения грубого коричневатого волокна его вымачивают 1-2 месяца, а лучшие сорта, именуемые «андженго» и «вайком», получаются из волокна, вымоченного в течение 8-12 месяцев. После этого волокно тщательно промывают, выбивают из него палками на камнях или срезах стволов деревьев все остатки жестких частиц, и затем женщины вручную раздирают волокно и прядут его в нити требуемой толщины.

Основными видами изготовляемой здесь продукции служат дорожки, большие и маленькие циновки, ворсовые ковры и коврики.

Дорожки ткут на горизонтальных станках, пропуская челнок между широко раздвигаемыми нитями основы. Челнок делают из части скорлупы кокосового ореха, придавая ей форму заостренной лодочки; в эту лодочку вкладывают моток волокна, имеющий овальную форму. Такое плетение настолько близко процессу ткачества, что трудно с определенностью называть его именно плетением, хотя по исходному материалу и вырабатываемой продукции оно все же относится к этому виду ремесла.

Длина таких дорожек достигает 40-50 м. Их можно использовать для застилки полов в длинных коридорах, можно и разрезать на куски требуемого размера. Если их разрезают, то концы заделывают тремя способами: 1) отступая от края на 4-5 см, прошивают концы в несколько рядов, а затем выдергивают уток по краям, оставляя бахрому из концов волокон основы; 2) не прошивая, так же выдергивают по краям уток, а волокна основы заворачивают и протягивают обратно в ткань плетения (это более трудоемкий и поэтому более дорогой способ); 3) обвязывают концы — обычно джутовым волокном.

Циновки из койра плетут по заданным размерам, нанося на них орнамент либо в процессе плетения, путем различной комбинации неокрашенных волокон основы и утка, либо используя окрашенное волокно. Так изготовляются и циновки, которыми покрывают полы, кровати или которыми завешивают стены, и маленькие циновки-салфетки, которые подкладывают под столовые приборы, чайники, вазы и т. п.

Ворсовые изделия или плетут из грубого волокна, продергивая и вывязывая его пучки по нитям основы,- это обычно бывают небольшие коврики для вытирания обуви, которые кладут к дверям (такие коврики часто украшают узорами в процессе изготовления, используя окрашенное волокно),- или вырабатывают из тонкого волокна в технике ковроткачества, и тогда они используются как ковры для покрытия пола. Узоры и на циновках, и на коврах ремесленники обычно вырабатывают в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Кроме койра в Керале, как и в ряде других областей, используются для плетения алоэ, трава кора, или кораи (уже описанная выше), и листья пальм.

Основу для циновок из травы кора в Керале делают не из шелковых и хлопчатобумажных нитей, а из волокон алоэ (алоэ гигантское — растение типа агавы, имеющее широкие волокнистые листья, достигающие 1,5 м в длину). Листья алоэ замачивают в воде, пока они не начнут загнивать, затем их бьют палками, чтобы отделить волокно от мякоти, сушат его и свивают на прялках в тонкие бечевки. Эти бечевки натягивают на раму станка в качестве основы циновки, а утком служат волокна кора, протягиваемые, как и в Тамилнаде, при помощи длинной бамбуковой иглы. Для изготовления шляп, дамских сумочек, небольших циновок, зонтиков, декоративных корзинок и других подобных предметов широко используются листья кокосовой, пальмировой и некоторых других видов пальм, а также листья ананасного растения.

Процесс изготовления таких изделий, начиная от сбора листьев и кончая плетением, часто бывает разделен между различными группами населения. Листья дикорастущих пальм собирают люди из лесных племен и продают их изготовителям волокна, а те, в свою очередь, сдают готовое волокно красильщикам, которые потом передают его плетельщикам. Но многие плетельщики сами занимаются всей этой подготовительной работой, особенно если они связаны с выращиванием культивируемых растений.

Деревенские плетельщики, как правило, не занимаются изготовлением вещей, имеющих спрос у туристов или зажиточных горожан. Поэтому сумочки, красивые веера, шляпы тонкого цветного плетения или маленькие декоративные циновки — все это вырабатывается в домашних хозяйствах жителей тех деревень, которые связаны с городскими центрами сбыта или живут в районах, прославившихся данным видом ремесла и потому посещаемых скупщиками.

Организации по поощрению ремесел создают новые центры производства, обеспечивают сбыт продукции и включение особо привлекательных ее видов в списки предметов экспорта. В результате их деятельности за последние годы появилось много подобных центров, особенно в тех областях, которые известны производством высококачественных плетеных изделий.

Красивые корзинки самой разнообразной формы изготовляются практически во всех областях Индии. Их делают из травы, тростника, бамбука, ивовых прутьев, листьев пальм и других исходных материалов. На северо-западе, например, делают узорные корзинки раффиа, оплетая тонким цветным волокном кольца из тростника, а затем соединяя эти кольца одно с другим в соответствии с задуманной формой.

В Бихаре, помимо корзинок, изготовляют плетеные модели храмов и домиков, а также объемные фигурки людей и животных. Для этой работы используется трава сикки, обильно растущая в период муссонов. Ее собирают, расщепляют, окрашивают часть волокон в красный, черный, синий и зеленый цвета и держат в доме. Когда у женщин есть свободное время, они занимаются этим художественным ремеслом. Требуемая форма вырабатывается из стеблей соломы, сшиваемых волокнами сикки, продетыми в иглу.

Это ремесло сейчас очень поощряется как одна из форм древнего искусства женщин Бихара.