Техника живописи и скульптурные приемы        16 июля 2012        167         0

Плита Нармера

Египет

Изображение царя в образе быка мы встречаем и на знаменитой плите Нармера, фараона, считавшегося победителем Севера и объединителем обоих Египтов.

Плита Нармера

Плита Нармера. Шифер. Лицевая сторона.

 

Это великолепная шиферная плита с рельефами на обеих сторонах, содержащими несколько сцен. На лицевой стороне, наверху, показано торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов; перед ним несут четыре штандарта с изображениями божеств. Внизу — царь в образе быка разрушает вражескую крепость и топчет врага, как на Плитке быков. На средней части этой стороны имеется символическая сцена: круглое углубление по традиции обрамляют шеи фантастических пантер, причем характерно, что впервые пантер сдерживают два пленных северянина. Смысл этой композиции еще неясен. На другой стороне плиты мы видим царя в короне Южного Египта, убивающего ударом булавы северянина.

Верх плиты с обеих сторон оформлен одинаково: две стилизованные головы богини неба Хатор с лицом женщины и рогами и ушами коровы как бы охраняют имя фараона — Нармер, начертанное на фасаде дворца. На плите Нармера иероглифы вообще имеются в значительно большем количестве, чем на всех других рассмотренных памятниках: над пленником, которого убивает Нармер, мы видим сокола, держащего веревку, проходящую через нос северянина, голова которого как бы выходит из иероглифа «земля» с растущими папирусами. Эта группа, находящаяся на грани пиктограммы и иероглифического письма, означает, что бог Гор (сокол) доставил царю Нармеру победу над жителями болотной страны, то есть Дельты. Ниже, около затылка пленного, имеются иероглифы нома Гарпуна — седьмого нома Дельты. Возможно, что здесь произошла решающая битва, но вернее, что это указание на происхождение убиваемого Нармером пленного. Далее, надпись определяет положение идущего за Нармером человека, который несет сосуд и сандалии: это «сандаленосец царя Южного Египта». На другой стороне плиты, в первом ряду справа, над фигурой того же сандаленосца, имеется большой прямоугольник с иероглифом внутри – очевидно обозначение места, где происходит торжество. Перед царем идет человек, видимо, занимающий важный пост, судя по его головному убору и размерам фигуры; на плече он несет письменный прибор: иероглиф определяет его как писца. Это обилие иероглифов, говорящее о значительном развитии письменности, находится в полном соответствии с тем, что на плите Нармера отмечено и определившееся окружение царя, и сложившиеся культы.

Сам памятник отличается уже иным, новым характером стиля. Каждая сцена, представляющая законченную композицию, в то же время является частью общего замысла произведения. Сцены расположены поясами — так, как отныне будут строиться стенные росписи и рельефы рабовладельческого Египта. Вообще основные черты канонов нового этапа искусства на плите Нармера видны достаточно четко, ясен и путь их сложения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *