Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        18 марта 2013        58         0

Поклонение верховным божествам

Чтить древнейших богов

А наряду с поклонением верховным божествам, олицетворению благодетельной силы солнца, и одновременно олицетворением политического единства и мощи страны, по-прежнему в различных областях продолжают чтить древнейших богов, воплощенных в форму священных животных. Бык и корова, эти излюбленные животные земледельца-египтянина чтутся под именем священного Аписа, воплощения мемфисского бога Птаха, или быка Мневиса в Гелиополе, городе бога солнца Ра, коровы богини любви и красоты Хатор, богини неба Нут или богини Изиды. В Бубастисе, городе Дельты, со стародавних времен почитается кошка богини Бастет, богини веселья и радости, держащей обычно погремушку танцовщиц (систр) в одной руке, а на другой корзиночку. Сокол солнечного бога Гора, маленький хищник, который взлетев высоко, выше всякой другой птицы, ближе всех их к солнцу, черной точкой трепещет над караванными тропами в пустыне и камнем падает вниз на мышь или иное мелкое животное, подбирающее остатки прошедшего мимо каравана, почитается также как шакал, такой же неизменный спутник караванных дорог, «открыватель путей» Вепуат, Анубис — бог — бальзамировщик трупов (шакалы питаются падалью). В Фаюме почитается крокодил бога водной стихии Себека, и греческий историк Геродот, в V в. до нашей эры посетивший Египет, рассказывает, будто жители окрестностей Миридова озера в Фаюме, «кормят одного отборного крокодила, в уши ему вешают из стекла и золота серьги, надевают кольца на передние лапы, дают ему пищу особенную и жертвы приносят, при жизни вообще с ним обращаются с заботливостью чрезвычайной, бальзамируют умершего и в священной гробнице кладут». В Фивах и Элефантине почитанием пользовался овен бога Амона и бога Хнума, покровителем писцов и ученых считался кинокефал, священная обезьяна бога разума, изобретателя письмен и счета, Тота. Тому же Тоту был посвящен ибис, птица из породы голенастых, в изобилии водившаяся по берегам Нила и уничтожавшая змей и т. п. Некоторые породы рыб, змей чтились в различных местностях Египта. Особым, уважением пользовался священный жук, скарабей, изображение которого в огромном количестве встречается во всех музеях. Их приготовляли из разных материалов, чаще всего резали из какой-нибудь мягкой породы камня и покрывали голубой стеклянной глазурью.

Название этого жука, скарабей, произошло от одной египетской глагольной формы (схепер), которая означает «давать жизнь, созидать жизнь». Скарабей ни что иное, как разновидность навозного жука, только более крупных размеров. Как и у нас, навозные жуки ползают в Египте по дорогам. Самка скарабея, снеся яичко, закатывает его в навозный ком, иногда вдвое больше ее собственного тела, и катит его перед собою, оглаживая лапками. Этот шар, с таящейся в нем жизнью будущего жука, стал в Египте символом другого пламенного шара, несущего Египту жизнь и плодородие, — это символ солнца, согревающего поля, вызывающего к жизни обильные жатвы, подлинного создателя жизни Египта. Животные чтились не только при жизни, но и после смерти им воздавалось тоже почитание. Тела околевших священных соколов или копчиков, крокодилов, рыб, кошек и т. п. подвергались тщательной обработке, бальзамировались, чтобы предохранить их от разложения и хоронились в гробиках из дерева или бронзы, на верхней части которых делалось изображение священного животного. Чтобы предохранить себя от дурного глаза, от случайного несчастья, суеверный египтянин носил на шее, чаще всего на ожерелье маленькое изображение своего бога-покровителя, или его священного животного. Представление о тесной связи животного с божеством настолько укоренилось уже в глубочайшей древности, что большая часть богов изображалось обычно в виде человеческой фигуры с головою животного на плечах.

Кроме изображений животных огромную роль играли в повседневном обиходе египтянина всевозможные священные для него предметы, напоминавшие о тех или иных событиях из жизни излюбленных богов, и считавшиеся амулетами, т. е. магическими, волшебными знаками, предохраняющими того, кто их носит. Таким был знак «джед», изображавший, по преданию, позвоночный столб Озириса, а на самом деле бывший просто изображением ствола священного древа с поперечными ветвями, чтившегося в Дельте на заре египетской истории. Глаз из фаянса «уджа» считался очень сильным амулетом, так как изображал око бога Гора, сына Озириса, которое он потерял в битве за отца со злым богом Сетом. Далеко не все амулеты в настоящее время поддаются объяснению. Например, мы и до сих пор не знаем, что означает знак, так называемый «узел Изиды ». По египетским представлениям боги, подобно людям, подвержены разным невзгодам: они страдают от ран, подобно Гору и Сету после их борьбы, их жалят ядовитые насекомые, от укуса которых они умирают, подобно Гору, укушенному в детстве скорпионом, они отнюдь не всемогущи, и нам известно предание о боге Ра, против которого восставали не только люди, но и боги. Когда Ра состарился и члены его потеряли гибкость, тогда «кости его стали как серебро, плоть как золото, а волосы подобны настоящему лапис-лазули », тогда Изида — мудрейшая, чем миллион людей, миллион богов и миллион духов решила узнать, наконец, и то единственное, чего она еще не знала на небесах и на земле, т. е. сокровенное имя Ра. Ибо по египетским представлениям, в имени живет и самая сущность и человека, и бога, и кто, например, знает имя болезни (мы бы сказали, кто умеет ее определить, поставить диагноз), тот может изгнать ее. Из уст дряхлого бога солнца капала слюна, и пламенем падала на землю. Изида замесила землю со слюной Ра, сотворила «червя почтенного» (змею) и положила его на тропу, по которой шествовал Ра. И вот это «живое пламя, вышедшее из него самого, ужалило его, так что губы его задрожали и члены затрепетали». От страданий, вызванных укусом змеи, его может избавить только Изида и вот, на требование ее, сказать сокровенное имя, бог Ра говорит ей: «преклони ухо твое, дочь моя, чтобы имя мое из моих уст перешло в твои уста». В египетском тексте этого предания следует перечисление многочисленных имен Ра…

Но от борьбы с людьми и богами «устало сердце его пребывать с ними» и солнечный бог удалился на хребет небесной коровы, богини Нут.

Египет замкнут с востока и запада горными цепями, вечно ясное небо склоняется над долиной сводом, как бы опираясь на эти горы. Древний египтянин представлял себе образно свод неба в виде женщины — богини Нут, одетой в звездную одежду и склоняющейся, опираясь о горизонт руками и ногами над Гебом, богом земли, лежащим в позе отдыхающего. Некогда, — по египетскому преданию, — небо и земля пребывали неразлучно вместе. Геб и Нут покоились в объятиях друг друга, но Шу, сын их, бог воздуха и пространства, разорвал их объятия, и поднял Нут над Гебом. От союза земли и неба родились все остальные боги, Озирис, бог плодородной земли и Нила, несущего Египту жизнь и плодородие, его супруга Изида, головной убор которой (коровьи рога и диск между ними) указывает, что и она, подобно Нут, небесная богиня, и также может иногда изображаться не в виде женщины, а в виде коровы, Сет, которому досталась в наследство песчаная пустыня, и супруга его Нефтида, подобно Изиде, бывшая родной сестрой Озириса и Сета, — браки между братьями и сестрами, допущенные в египетской семье, были перенесены и на представление о богах.

Поклонение верховным божествам

Богиня Хатор окропляет землю, прорастающую злаками (символ воскресения). Сверху парит птица «Ба» (душа).

Озириса и Изиду, получивших от богов земли и неба престол Египта, окружают другие боги: мудрый Тот, которому посвящена обезьяна, — кинокефал и птица ибис, который обегает небо в образе луны и, в своем правильном движении вокруг земли, дает основу годовому календарю в 12 месяцев. Тот поэтому почитался, как бог счета, как изобретатель письма, как божественный писец и визирь богов, как бог мудрости и слова. Истина — богиня Маат, покровительница судей, была его супругой. Другим спутником Озириса является бог бальзамировщик Анубис с головой шакала. Гор, бог солнца, объявляется сыном Озириса и Изиды. Божеская семья рисуется по образцу человеческой, также как общество богов устраивается по образцу человеческого, с царем во главе (Озирис) и его вельможами, из которых ближе всего к нему был визирь — Тот. Но, подобно Ра, и Озирис подвержен страданию и даже смерти. Ежегодно наблюдал египтянин, как в период засухи умирает долина, тучи песку налетают из знойной пустыни, владений бога Сета, иссушая остатки растительности. Даже Нил, кормилец и поилец всей долины, пересыхает местами, мелеет. И как в образном сказании о гневе богини Сехмет отразились впечатления засухи, смерти, а затем разлива и возрождения долины, так те же впечатления отразились на предании об Озирисе, сложившемся в глубокой древности, не позже V-VI династии и рассказанном подробно у греческого писателя Плутарха. Озирис был убит своим братом и соперником Сетом, тело его было брошено в Нил, но гроб прибило к берегам далекой, приморской страны Финикии, где его нашла жена Озириса, богиня Изида. Сет вторично пытается повредить Озирису, в отсутствии Изиды разрывает тело Озириса на 14 кусков и разбрасывает их по всей долине. Изида собирает растерзанные члены Озириса, с помощью Анубиса, шакало-голового бога — бальзамировщика, омывает их, обливает благовонными смолами, чтобы предохранить от разложения и окутав пеленами, превращает тело умершего бога в мумию. Со своей сестрой Нефтидой она садится в головах и в ногах гроба и оплакивает смерть « благого» бога Озириса — Он-Нуфре (египетское слово, означавшее « благой » и сохранившееся до наших дней в русском имени Онуфрий). Но слеза небесной богини имеет волшебную, магическую силу, и в мертвом теле Озириса, олицетворения плодородной Нильской долины, появляются новые жизненные силы — труп прорастает травами и колосьями. Окончательное воскресение наступает для Озириса, когда сын его, юный бог солнца Гор, вступает в борьбу за отца с богом пустыни Сетом. В страшной схватке Гор и Сет наносят друг другу раны, и Сет вырывает у Гора око его.

Мудрый Тот разыскал его и Гор возложил свое око, олицетворение солнца, на грудь отца. И, когда весеннее солнце коснулось растерзанной, убитой засухами, увлажненной разливами земли, Озирис воскрес к новой жизни. Попытка Сета погубить его снова ложным доносом не удается, на суде Озирис оправдан перед богами и отныне становится царем всех, кто подобно ему претерпел страдания и смерть, — Озирис не только бог плодородной земли и Нила, но также божество загробного мира. Если ежедневно закатывается на западе солнце, чтобы в ослепительном сиянии воскреснуть на восточном горизонте, если ежегодно воскресает после разлива земля, то окончательной смерти нет, может быть, и для человека и, надо только суметь сделать для каждого мертвого все то, что некогда делалось для Озириса, чтобы дать ему возможность пережить в потустороннем мире. Это представление создало в Египте один из самых странных на наш современный взгляд обычаев, — обычай превращения трупов в так называемые мумии, обычай усиленной заботы об умерших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *