Передвижение и транспорт        04 ноября 2016        77         0

Полеты Бланшара на аэростате

Механику Франсуа Бланшару было в 1781 г. около 30 лет, когда о нем впервые заговорили на страницах парижских газет. Он обратил на себя всеобщее внимание тем, что появлялся на гуляниях на центральной площади и в парке на повозке безо всякой запряжки, но зато под парусами.

blanshar

Воздухоплаватель Жан Пьер Бланшар (1753—1809 гг.)

Говорят, что ему удалось даже раз прокатить кого-то в этой парусной коляске так быстро, что мчавшийся за ним парный экипаж был оставлен далеко позади… Если даже этого и не было в действительности, то все же не приходится сомневаться, что Бланшар был очень искусным и изобретательным механиком.

В том же 1781 г. Бланшар заявил в газетах о своих долголетних работах над летной машиной.

Бланшар построил машущие легкие крылья, которые приводились в движение руками и ногами летчика. Корпус под крыльями в виде лодочки очень легкий должен был способен вместить не только человека, но и передачу к крыльям. Проводя испытания этого аппарата, подвешенного на веревке, посредством специального блока, изобретатель поднимался до крыши высотного дома, имея противовес не более 10 кг. Иными словами, ему лишь не хватало 10 кг подъемной силы, чтобы свободно висеть в воздухе.

Обрадованный успехом опытов, Бланшар написал в газете в 1782 г. о своих расчетах, ожидая не только материального содействия, но и технической помощи от более сведущих людей. Но его сразил, как громом, отзыв академика Лаланда, известного математика и астронома, который ответил в печати, что все старания Бланшара тщетны, это — пустые мечты, так как «доказана полнейшая для человека невозможность подниматься или даже висеть в воздухе; такого добиться при помощи машущих крыльев невозможно точно так же, как желая пустотные тела использовать». Это было всего лишь за год до опытов братьев Монгольфье. Бланшар не мог показать свою машину в свободном полете, а спорить с академиком было бы, конечно, смешно…

Осмеянный газетами изобретатель все же продолжал тайком совершенствовать свои крылья. Но открыто он вновь выступил лишь после полетов Пилатра де Розье и Шарля. Бланшар решил, что если его крылья недостаточно мощны, чтобы поднять механический кораблик, то они, конечно, могут обеспечить самостоятельное движение воздушному шару, имеющему собственную подъемную силу.

Хоть и первое путешествие на воздушном шаре, имеющего крыльчатые весла обернулось неудачей, опытов своих Бланшар не оставил. Он пытался работать крыльями, в самых различных положениях аэростата — и при движении горизонтально, и спусках при и подъемах, когда статически шар уравновешен не был. Добиться испытателю удалось всего лишь маленького отклонения шара против направления ветра, снижаясь или поднимаясь, когда ставились крылья, приблизительно, под угол в 45° к горизонту.

Наблюдая за пламенем зажженной свечи, которое в свободном аэростате нисколько не колышется даже при сильном ровном ветре, Бланшар скоро понял бесполезность применения парусов. Но с крыльями он расставаться не хотел и несколько раз испытывал их в полете.

Освоившись с аэростатом, Бланшар стал совершать публичные полеты не только во Франции, но и в других странах. Увлекаясь подъемами в небеса, он умел, однако, хорошо обставлять свои денежные дела на земле, собирая обильную плату с публики, которая массами посещала невиданное зрелище.

3 октября 1785 года Бланшар впервые демонстрировал свое искусство в Германии, в гор. Франкфурте на Майне (пятнадцатый подъем в его формуляре). За этот полет, длившийся 39 мин., воздухоплаватель получил 1500 луидоров и разных ценных подарков на сумму около 300 луидоров, т. е. всего около 13 500 зол. рублей.

Правда, он всегда проявлял не только много отваги и искусства в обращении с аэростатом, но и изобретательности, которая делала его полеты особенно привлекательными. Так, еще во Франции при публичной демонстрации 26 августа 1784 года в гор. Лилле Бланшар удачно выбросил с парашютом свою собаку, которая благополучно спустилась на глазах у зрителей. В дальнейшем он многократно повторял этот номер не только с той же собакой, но и с другими животными.

Осенью 1784 года Бланшар перекочевал в Англию.

Там уже видели один полет на воздушном шаре. Впервые показал эту новинку в лондонском пригороде Шелзи 15 сентября 1784 года итальянец Люнарди. По примеру Бланшара он вооружился тоже крыльями и взял с собой для сбрасывания с парашютами собаку и кошку. Успех полета Люнарди, который собрал более 150 тысяч зрителей, не помешал пожать лавры и Бланшару. На том же самом месте он поднялся месяцем позднее вместе с пассажиром, первым англичанином, рискнувшим отправиться в воздух. В этом путешествии Бланшар повторил прием профессора Шарля; высадив после спуска компаньона, он поднялся вновь на своей «чертовой телеге» (так называли воздушный шар английские крестьяне) и благополучно спустился вторично уже много дальше.

Через полтора месяца, 30 ноября, с Бланшаром предпринял прогулку в воздух американский доктор Джеффри, который в пути делал некоторые наблюдения над атмосферой. Джеффри принял участие и в геройском перелете Бланшара через канал Ламанш.

Мысль о таком перелете впервые высказал Пилатр де Розье. Воздушный шар должен был доказать англичанам, политическим соперникам французов, что Великобритания перестает быть островом и не так уже недосягаема, как полагают «мореплаватели весьма просвещенные». Задумав сделать воздушное путешествие из Франции в Англию, от правительства Пилатр получил денежные средства и стал строить воздушный шар применив собственную конструкцию. Но затянувшаяся постройка и неблагоприятные ветры долгое время не позволяли Пилатру приступить к выполнению его плана.

Бланшар хорошо знал об этом проекте. Не желая конкурировать с Пилатром в перелете с востока на запад, он решил попытаться перелететь канал Ламанш в обратном направлении, т. е. из Англии во Францию. Бланшар и Джеффри в середине декабря перебрались в гор. Дувр, на берегу Ламанша в части канала наиболее узкой. Нужно было ожидать и быть готовым с появлением попутного ветра.

Ветер к вечеру 6 января 1785 года стал дуть по направлению востока. Друзья начали поспешно готовиться к вылету и следующим днем, в полдень, торжественно совершили подъем над городом.

Но Бланшар спокоен не был. Аэростат его еще в прежних полетах потрепало изрядно, и газ держала оболочка плохо. Да и газ в спешке оказался не совсем чистым, поэтому балласта взять пришлось не так много. В случае спуска на морскую гладь воздухоплаватели с собой прихватили лишь пробковые костюмы и веревочную лестницу. Еще в корзине была связка английских газет и письма в большом количестве, предполагалось их впервые доставить на материк из Англии по воздуху. Бутылка вина и сухари для путешественников являлись продовольственным запасом.

Вначале все проходило хорошо. Воздухоплавателей не подвел и ветер, он нес их послушно к французским берегам на высоте нескольких сотен метров от земли. Но по истечении часа пути их аэростат стал заметно снижаться… Стали балласт выбрасывать. Сначала половину мешка, а потом и весь мешок. Потом еще один… Еще….

perelet-blanshara-i-jefri

Перелет Бланшара и доктора Джеффри через пролив Ламанш 6 января 1785 г.

Воздухоплаватели оглянулись назад — в тумане уже не видно Дувра. А впереди еле заметен французский город Кале. Значит всего прошли половину пути. А вода все ближе.

— Джеффри, сбрасывайте весь балласт! — требует Бланшар.

— Балласта больше нет!

— Книги бросайте! якорь, все, что может быть лишним!

Выбросили… Увы, ненадолго этого хватило. Как магнитом,

шар снова стало тянуть к морю. Жертвы нужны были новые.

Провизия, приборы, подзорная труба, крыльчатые весла и руль — за борт было сброшено все. Шар не на долго поднялся. Его опять к воде стало тянуть.

— Делать нечего, Джеффри! следует раздеться!

Сапоги, верхнее платье — морем поглощаются быстро. Уже близко вода, и пробковые костюмы уже на воздухоплавателях.

— Что можно еще выбросить, Джеффри? Быстрее!

— Больше кажется, нечего… Не знаю я! Вообще то есть — выброситься могу я сам. Наверное, вы тогда перелетите.

— Не говорите ерунду… кажется, я знаю что! Полезайте быстрее по веревочной лестнице вверх… Мы корзину отрежем…

В этот самый момент от берегов Англии подул теплый ветерок, и аэростат мало-помалу пошел вверх. Прохлада, которая была на середине канала, ощутимо уменьшилась, а появившееся солнце стало нагревать газ. К берегу аэростат понесся веселее.

Пролетая в 3 часа низко прямо над дубовой рощей на окраине гор. Кале, наши воздухоплаватели зацепились за высокое дерево, открыли клапан и выпустили газ. Путешествие было окончено.

Помощь прибыла через полчаса. Раздетым путешественникам дали одежду и в город повезли с почестями.

Французы из этого перелета сделали самое настоящее национальное торжество. А место спуска увековечил памятник с надлежащей на нем надписью. Купленный у Бланшара, заслуженный аэростат, был вывешен в соборной церкви гор. Кале, где ему воздавались особые почести. Бланшар получив пожизненную пенсию, и был принят в королевском дворце.

Всю свою жизнь Бланшар прожил бродячим воздухоплавателем, хотя крупные деньги, которые он получал, давали ему возможность жить безбедно, даже без работы и, во всяком случае, без всякого риска… Но спокойная жизнь нисколько не влекла его. Он слишком любил, более того, — питал к летанию неодолимую страсть.

20 ноября 1785 года при шестнадцатом своем полете в гор. Генте Бланшар стартовал на баллоне, наполненном лишь на 2/3, с большим излишком сплавной силы; дойдя до высоты, по его словам, в 22 000 футов (т. е. свыше 6,5 км), он стал выпускать газ для спуска не только через клапан, но и через нижнюю часть оболочки, пропоров ее древком флага. Конечно, при этом он потерял много газа, и начавшийся спуск скоро превратился в стремительное падение. Выбросив весь свой балласт и снаряжение, Бланшар взобрался на сеть, отрезал корзину и спустился благополучно на оболочке, которая по существу превратилась в парашют.

В следующем году свое искусство он собирался показать и в России, но от имени царицы Екатерины II ему передали, что нежелательно это: «Ибо не занимаются здесь сею либо подобной другою аэроманиею, опыты оной всякие, яко бесплодные и без надобности, совершенно у нас затруднены».

Через два года Бланшар сделал два удачных полета на монгольфьере в польской столице Варшаве, беря с собой пассажиров. В том же 1788 г. при спуске после подъема в Берлине у него оборвалась клапанная веревка, в то время когда сильный ветер уже начал волочить корзину по земле; мчавшиеся за аэростатом всадники с трудом поймали якорный канат и тем предотвратили катастрофу.

Объехав Европу, Бланшар перебрался в Америку, где летал вместе с своей молодой женой. Там же он и умер в 1807 году.

Жена его, вернувшись в Европу, продолжала одна демонстрировать увеселительные свободные полеты. Эта бесстрашная воздухоплавательница совершила много свободных полетов и стала известна всему миру. Трагично сложилась ее Судьба — она сделалась жертвой неосторожности в 1819 году при 67-м своем полете. Поднимаясь на иллюминованном баллоне во время вечернего праздника, Мария Бланшар пускала ракеты, отчего загорелся газ, выходивший из аппендиксового отверстия. При отсутствии взрыва дело могло бы окончиться благополучно. Но когда при быстром спуске гондола ударилась о крышу дома, воздухоплавательница выпала из гондолы и о мостовую разбилась насмерть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *