Производство керамики        14 марта 2012        71         0

Поливные изразцы и изразцовая мозаика

Самым замечательным и импозантным памятником древневосточного изразцового фаянсового производства являются два куска стенной облицовки из поливных плит, найденных Дьелафуа в развалинах царского дворца в Сузах, в Персии, и находящихся ныне в Лувре, в Париже. На огромном фризе — 11 метров длины и 61/2 метров ширины — времен Дария I (500 лет до Р. Хр.) представлены в плоском рельефе в сверхчеловеческий рост двенадцать воинов в вооружении царской стражи, как ее описывает Геродот. Каждая фигура состоит из 50 изразцов, снабженных особыми метками, которые точно указывали мастеру, при сборке фигур, место изразца. На другом фризе из дворца Артаксеркса Мнемона (400 лет до Р. Хр.) изображены шествующие львы. Этот фриз изумителен по краскам. На синем фоне мягко выделяется матово-желтая шерсть медленно и важно выступающих царственных зверей. Отдельные суставы отмечены бирюзовыми изразцами, а вся мускулатура оттенена оранжевыми тонами.

Но не только в красочном, но и в чисто техническом отношении изразцы эти представляют большой интерес. Линии рисунка выведены на них легким рельефом и образуют как бы перегородки между различными окрашенными в массе поливами.

Техника эта, напоминающая нам технику перегородчатых эмалей, появляется вновь после огромного перерыва, приблизительно в 2000 лет. Трудно сказать, была ли она в начале XV века вновь изобретена или явилась ли она результатом недоступной нашему исследованию, но не умиравшей художественной традиции.

В Сассанидскую эпоху эллинистически-римские влияния оттеснили на задний план присущую Востоку страсть к керамической декорировке зданий. Первые столетия мусульманского искусства также не оставили по себе подобных памятников.

Первые точно-датированные образцы «перегородчатых» фаянсов встречаются опять в возведенных, по всей вероятности, персидскими мастерами постройках османского султана Мохаммеда I, в Бруссе: в законченной в 1424 г. Зеленой мечети (Иешиль-Джами) и в Зеленой тюрбе — мавзолее, в котором покоится прах строителя Зеленой мечети. Изразцы, покрытые преимущественно светло-зеленой поливой, чем и объясняется название обоих сооружений, покрывают здесь не все пространство стен, а только отдельные, наиболее важные части, прежде всего, молитвенные ниши с чудесными сталактитовыми сводами. На брусских изразцах разноцветные поливы отделены друг от друга черными контурами. Некоторые изразцы, во избежание этих «мертвых» линий, выдавлены в формах, так что орнамент возвышается над фоном на несколько сантиметров. Подобные рельефные изразцы XV века сохранились и на некоторых постройках Самарканда.

В XVI веке, когда политическое могущество турок достигло своего апогея, мы наблюдаем новое, более самостоятельное и уже чисто национальное направление в османском искусстве. XVI век был веком расцвета знаменитых турецких полу-фаянсов, в которых турецкие мастера дали лучшие образцы своего творчества. И никогда еще до тех пор керамическая декорировка стен не достигала на Востоке такого богатства и такой пышности. Во многих мечетях и тюрбах стены внутри зданий сплошь облицованы изразцами. Изразцы покрывают стены и мощные пилоны от самого пола до начала свода, а часто даже переходят на последний. Более длинные стены разбиты на огромные поля, окаймленные одним или несколькими бортами, как на коврах, с цельными, строго продуманными, правда, всегда орнаментально-растительными, композициями. Так, например, в Константинополе, в Старом Серале, прежней резиденции султанов, выстроенной на месте дворца византийских императоров, сохранились прекрасные, строго стилизованные кипарисы.

Самые интересные, богатые и красивые образцы фаянсовых облицовок стен содержат, понятно, сооружения столицы Константинополя. Из построек XVI века особенно интересны в этом отношении блестяще и с громадным, хотя и со своеобразно-восточным, вкусом отделанные мечети Рустен-паши, Мехемед-паши, Пиали-паши, мечеть Такеджи, тюрбы (мавзолеи) султанов Селима II, Сурада III и другие.

XVII веку принадлежат великолепно декорированная мечеть Ахмеда I, так называемая Новая мечеть, законченная при Могамете IV (умер в 1687 году), отдельные помещения Старого Сераля, мечеть и тюрба в Эюбе и многое другое (в общем, турками в Константинополе было воздвигнуто более 300 огромных мечетей). Богатейшей фаянсовой декорацией славится также адрианопольская мечеть Селима II, выстроенная в половине XVI века самым талантливым и плодовитым турецким архитектором Синаном II.

Во вторую очередь должны быть названы мечети и тюрбы мало-азиатских городов Скутари, Никеи, Ангоры и Бруссы и, наконец, в Каире, выстроенная в X веке и облицованная в XVII веке мечеть Аксункур. Вообще, все плиты этого рода в Египте относятся ко времени после покорения страны османами в 1517 году.

Поливные изразцы изготовлялись, частью на месте их применения, о чем свидетельствует гармоничное сочетание украшающих их орнаментов с архитектурными особенностями самого памятника, частью, по видимому, являлись товаром ввозным. Последнее предположение подтверждается случайно сохранившимися известиями о вывозе в средние века глазированных плит из Испании в Египет и из Персии в Малую Азию. В XVI веке славились особенно фаянсовые мастерские Никеи, получившей даже прозвище Исник Тшинили, т. е. фаянсовая Никея, и. поставлявшей главную массу изразцов для константинопольских и малоазиатских построек. Это знаменитое и славное производство было, как и многое другое навсегда погублено во время жестоких гражданских войн середины XVII века.

В то время как в Турции процветал полу-фаянс, в Персии в XVI и XVII веках любимым материалом изразцового производства был настоящий фаянс, допускавший гораздо более тонкую технику, необходимую для процветавшей в шиитской Персии фигурной живописи. Самые прекрасные и значительные памятники находятся в столице Сефевидской династии, время правления которой охватывает как раз XVI и XVII века, в Исфагани. Страстным строителем среди Сефевидов был шах Аббас I Великий. К сожалению, многие из его замечательных построек, а также его последователей сильно пострадали во время правления диких афганцев, фанатичных суннитов, временно овладевших персидским престолом в начале XVIII века. Но в сравнительно хорошем состоянии дошло до нас главное произведение Аббаса Великого Шахская мечеть в Исфагани с ее, на наш взгляд, уже чрезмерно богатой фаянсовой декорировкой. В одном из павильонов, выстроенном тем же Аббасом, сада Тшехарбаг в Джульфе, армянском предместье Исфагани, стены украшены большими изразцовыми картинами, представляющими охоты и битвы, а также сценами беспечной загородной жизни, полными восточной неги и лени. Картины эти чрезвычайно ценны в бытовом и костюмном отношении. Краски их приблизительно те же, что и на турецких полу-фаянсах, только с явным предпочтением желтой. Красный цвет совершенно отсутствует до XVIII века. Купола и минареты покрывались обыкновенно только двухцветными изразцами — синими и белыми. В XVIII веке, вместо строго стилизованных арабесок, появляются букеты цветов, которые в исполнении деталей придерживаются китайского и западно-европейского фарфора. Под влиянием фарфора появляется в персидском фаянсе особая розовато-красная полива, которая, таким образом, служит признаком более позднего происхождения. Вступив на путь подражания, персидский фаянс, как это всегда бывает, очень быстро стал клониться к упадку. В XVIII и в начале XIX века только Шираз еще производил красивые и более или менее оригинальные, поливные плиты. Изразцовое же производство Тегерана, столицы ныне царствующей династии Кашгаров, обнаружило в XIX веке полное художественное бессилие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *