Полевые археологические исследования        11 марта 2017        82         Комментарии к записи Положение человека в природе отключены

Положение человека в природе

Изучение животных и растительных окаменелостей в разных слоях земли доказало, что органический мир постепенно изменялся и принял настоящий вид только в последний, четвертичный период существования земного шара. После трудов Дарвина, Уоллэса, Гексли и мн. др. никто теперь уже и не имеет сомнений в том, что на земле человек появился последним из живых существ, в результате долгой эволюции (развития) животного мира, задолго до начала писаной истории.

Путем сложных соображений ученые пытаются точно установить время появления человека, но пока можно только сказать, что он уже существовал на земле за 200—300.000 лет до нашего времени, а появился гораздо раньше. Если человек существовал уже, как полагают некоторые ученые, в третичном периоде, то время его появления отодвигается на миллионы лет.

По устройству своего тела человек принадлежит к млекопитающим животным и всего ближе стоит к обезьянам. Сходство человека с обезьянами выразительно, и уже Линней в начале XVIII в. соединил человека и обезьян в единую группу приматов, «князей животного мира», т. е. высших представителей млекопитающих.

Положение человека в природе

Люди-обезьяны (с гравюры 17-го столетия).

Зоология разделяет обезьян на следующие группы: полуобезьяны или лемуры (на о-ве Мадагаскаре), плосконосые цепкохвостые обезьяны Нового Света и обезьяны узконосые Старого Света; последние делятся на два семейства: собакоголовых и антропоморфных или человекообразных. По своей организации и развитию мозговой части черепа, лемуры и американские обезьяны настолько отличаются от обезьян Старого Света, что о них не может быть речи, как о кровных родственниках человека. То же можно сказать и относительно собакоголовых обезьян, с мозолистыми утолщениями на ягодицах, часто с защечными мешками и массивным хвостом, с черепом и мозгом, который по своей форме и развитию определенно приближается к черепу животных. Ежели эти обезьяны и являются для человека родственниками, то, очевидно, очень отдаленными.

Положение человека в природе

Молодая человекообразная обезьяна-шимпанзе (с гравюры 18-го века).

В ближайшем родстве с человеком, несомненно, находятся человекообразные обезьяны, которых сохранилось всего четыре семейства. В Азии на островах Малайского архипелага водится самая маленькая (около 1 метра) человекообразная обезьянка, гиббон. Она имеет такие длинные руки, что когда стоит выпрямившись, то достает руками до земли и на них опирается. В том же архипелаге, на островах Борнео и Суматра, живет оранг или орангутан («лесной человек»); руки у него гораздо короче, чем у гиббона, не опускаются ниже колена и почти доходят до лодыжек, рост ниже среднего роста человека. Тело оранга покрыто клочьями рыжеватой шерсти. Оранги, как и гиббоны, обитают обыкновенно на деревьях, где на ночь устраивают себе логовище, питаются в основном плодами, однако не пренебрегают насекомыми, яйцами, птицами и мелкими зверьками. Живут оранги небольшими обществами, обычно состоящими из четы родителей и детенышей. Оранг вооружен довольно хорошо развитыми клыками и мощными челюстями. Он сам не нападает на человека, быстро приручается и в неволе обнаруживает добродушие и большую смышленость.

Африканская горилла, самая большая из обезьян человекообразных, не уступает и даже превосходит ростом взрослого мужчину, отличается большой силой и вооружена грозными клыками. Самец-горилла ведет уединенную семейную жизнь и у подножия дерева заботливо охраняет самку с детенышами, устроившуюся в гнезде на ветвях, геройски защищая ее от хищных зверей. Только меткий выстрел может спасти человека, повстречавшегося с гориллой в тропическом лесу. Руки гориллы короче, чем у оранга, и заходят лишь ниже колен, не достигая лодыжек; глаза расставлены так же широко, как и у человека. Вообще облик гориллы производит сильное впечатление какой-то смеси человеческих и звериных свойств.

Горилла изредка встречается в тропических лесах западного побережья Африки, тогда как стаи шимпанзе широко распространены в южной и средней Африке. Эту веселую и забавную обезьяну часто можно видеть в зоологических садах, но живет она там недолго и скоро погибает от северного климата. Рост ее (1,7 м) ниже орангутана, руки значительно короче, острых клыков нет.

Человекообразные обезьяны обнаруживают сходство с человеком не исключительно своей внешностью, а и проявлениями своих ощущений и душевной деятельности. Шимпанзе, когда его щекотят, издает такие звуки, что это похоже на смех, в раздражении колотится головой о стену или о пол, царапает себе тело, как капризный ребенок; самец шимпанзе обнимает и целует свою самку. Горилла от радости становится на ноги и себя в грудь бьет кулаками или хлопает в ладоши. Во время болезни или перед смертью обезьяны поразительно напоминают человека; смертельно раненая обезьяна заставляет охотника переживать тяжелые минуты.

По смышлености и способности к подражанию человекообразные обезьяны стоят намного выше всех животных, не исключая собаки. Даже свирепая и с трудом приручающаяся горилла выучивается затворять двери на замок, отпирать замки и т. п. Шимпанзе в этом отношении еще выше: подвязывает себе салфетку и вытирает ею рот, наливает себе вина и чокается, наливает и пьет чай с блюдца, чертит мелом; один шимпанзе, когда просил фруктов, то приносил соответствующее число соломинок и сбивался только тогда, когда счет переходил за десять. Нельзя отказать обезьянам и в моральных свойствах — чувстве самоотверженной любви, мести, ненависти; они могут испытывать страх, боясь наказания со стороны человека и как-бы делают попытку его смягчить и задобрить.

Неудивительно, что в древности, а в некоторых местах и теперь, на обезьян смотрели, как на существа, родственные человеку. Обезьяны занимают видное место в древних культах и мифологии. У древних египтян дрессированные обезьяны содержались при храмах и фигурировали во время богослужения; в музеях имеются египетские изображения обезьян, пишущих, играющих на музыкальных инструментах и даже молящихся. Современные малайцы на о-ве Борнео называют и считают орангутана «лесным человеком» и убеждены, что он может говорить и умышленно притворяется немым, чтобы его не заставили работать. У индусов и ныне обезьянка гульман (Smnopithecus) считается священной; по их верованиям, он похитил у богов и принос с неба людям огонь, и в гульманах живут души умерших; некоторые княжеские роды в Индии ведут свою родословную от этих обезьян и гордятся своими длиннохвостыми предками.

С появлением трудов Дарвина возникла и получила широкое распространение мысль о непосредственном происхождении человека от антропоморфных обезьян.

Теперь эта мысль отвергнута. Современная наука, на основании сходства в форме плаценты (детское место) и свойств крови, считает обезьян кровными родственниками для человека и даже относит их к одному зоологическому виду, и одновременно решительно не допускает человеческого происхождения от какой угодно существующих пород человекообразных обезьян.

  • Во-первых, каждая из этих обезьян по одним признакам стоит ближе к человеку, но другим дальше от него.
  • Во вторых, в строении тела человека и обезьяны существует целый ряд отличий, из которых мы ограничимся немногими.

Прежде всего, в глаза бросается различимая разница в строении скелета человека и обезьян, даже в той ситуации, когда последние поставлены прямо, т. е. в таком положении, какое не является постоянным свойством обезьян при жизни.

Сравним черепа обезьян и человека.

У молодых обезьян черепа похожи на детские, но с возрастом животного сходство это исчезает, и разница становится колоссальной, что хорошо видно на продольном разрезе черепов человека и гориллы.

У человека черепная часть, служащая вместилищем мозга, преобладает над лицевой, образующей небольшой придаток к первой. У обезьян, наоборот, черепная часть развита гораздо слабее лицевой, челюсти сильно выступают вперед, нижний край огромной нижней челюсти как бы срезан, и подбородка поэтому нет. Емкость черепа человекообразных обезьян меньше приблизительно в 2,5 раза, чем у человека, а вес мозга в 3 раза легче. Череп обезьяны сильно сжат в висках, лоб очень покатый, почти отсутствует, над глазницами имеется выступ или валик, прикрывающий их, словно навесом. Большие костные гребни на черепе гориллы делают его совершенно непохожим на человеческий. Можно сказать, что даже у обезьян человекообразных не лицо, а такая же морда, как у собак и других млекопитающих, и что из обезьяньего черепа никогда не мог развиться человеческий череп.

У человекообразных обезьян туловище определенно длиннее ног, у человека же короче; обезьяньи руки с, кистью всегда длиннее ноги, а у человека все наоборот. Хотя строение, как рук, так и ног у человека и обезьяны не представляет значимых отличий, однако у обезьян развитие шло в сторону удлинений передних конечностей, которые служат для ходьбы, как и задние. Обезьяны ходят, опираясь о землю тыльной частью кистей рук. Исключительно у человека имеется настоящая разница в функциях рук и ног, тогда как у обезьян ноги скорее можно назвать «задними руками». Тело обезьян, отличительно от человеческого тела, развивалось в направлении, препятствующем вертикальной походке; в связи с этим находятся и другие особенности их организма: бочкообразная форма туловища, в которое сильно втянута шея, общий наклон всего тела и головы вперед и вниз и мн. др. признаки.

Из того, что выше было сказано, можно подытожить, что человек не произошел от обезьян, но что у обоих имелся предок общий, от которого эволюция пошла двумя путями: один путь привел к появлению настоящих обезьян, другой — к человеку. Каков был этот общий предок, мы пока не знаем. На основании данных развития утробного младенца и детеныша обезьяны, можно предполагать, что у него отсутствовали гребни на черепе, челюсти выступали не особо сильно, большой палец ноги был отставлен от прочих и был подвижен, лицо и тело были покрыты волосами (проф. В. М. Шимкевич «Как произошел человек». ГИЗ. Берлин 1923 г.).

Каков же был ближайший предок настоящего человека?

Положение человека в природе

Скелет гориллы и человека.

Для ответа на вопрос такого характера наука уже располагает некоторыми данными, хотя и весьма малочисленными.

В 1891 г. на острове Яве голландским врачом Дюбуа были найдены верхняя часть черепа и остатки бедренной кости вымершего существа, которое получило название обезьяно-человека (Pithecanthropus). По своей организации питекантроп был очень близок к человеку. Рост его почти равнялся человеческому; судя по форме бедренной кости, он держался прямо или почти прямо; по форме черепного свода и емкости черепа (900 к. с.) он только немного уступал женщинам низших рас, но полным отсутствием лба и сильно развитыми надбровными дугами напоминая обезьян. Поначалу думали, что найденные кости принадлежат человеку третичного периода, но потом пришли к убеждению, что это обезьяна не третичного, а начала четвертичного периода, зверь-человек, восполняющий недостающее звено меж человеком и обезьянами. Там же, где были найдены кости питекантропа, найден был и человеческий зуб. Очевидно, одновременно с питекантропом жил его ближайший сородич, настоящий человек, уже отошедший от зверя по строению своего черепа. Исходя из мнения большинства ученых, питекантропа считать следует не предком первобытного человека, а ветвью человекообразных обезьян.

Теперь уже найдено несколько остатков этого первобытного человека. В одно время вызвали большой интерес найденные в Пильтдауне (на ю.з. Англии) вместе с костями животных ледникового периода кости черепа человека с нижней челюстью и зубами, очень похожими на зубы шимпанзе. Возможно, что пильтдаунский череп принадлежит наиболее древней расе первобытного человечества, обитавшей в Европе.

В 1856 г. в Германии недалеко от города Дюссельдорфа возле реки Неандера (Neanderthal), в илу пещеры, среди отложений четвертичного периода, найдены были вместе с костями носорога и пещерного медведя крышка человеческого черепа и по соседству — массивная нижняя челюсть с сильно скошенным подбородком, похожая на челюсть обезьяны. Аналогичные черепные своды и челюсти были найдены потом в разных других местах; наконец в 1908 г. в пещере Буффия найден был полный, типичный неандертальский череп.

На основании этих находок, можно было восстановить тип этого первобытного неандертальского человека, резко отличавшегося от современного. Его череп отличался сильно выраженной длинноголовостью и прогнатизмом (выступание нижней челюсти), массивностью костей, незначительной высотой, сильно покатым лбом, хорошо развитым надбровным валиком, и в общем напоминал морду животных. Все эти признаки имеются у обезьян, но в более резкой форме; надбровный валик у них выступает сильнее, сужение в височной части черепа больше.

Черепа, несколько похожие на череп неандертальского человека, встречаются и у современных народов с сильно выраженной длинноголовостью, прогнатизмом и значительным развитием надбровных дуг, напр. у негров, австралийцев, чаще всего среди преступников.

Одновременно с малорослым, зверообразным неандертальским человеком в Европе в эпоху каменного века жил человек другой расы, с черепом сравнительно небольшой емкости, но с более выпуклым и более высоким лбом без надбровного валика, со слабо выступающими челюстями и подбородком, с длинными, но пропорциональными конечностями и более высоким ростом. Эта раса, известная под именем кроманьонской (пещера в Дордоньи в южн. Франции), постепенно вытеснила неандертальскую расу и отчасти смешалась с ней.

К древнейшему длинноголовому населению Европы, может быть, пришедшему из Африки, уже в каменном веке постепенно примешивается население с черными более короткими и широкими, может быть, пришедшее из Азии, занимая место первобытного человека и давая начало исторической эпохе.

В Европе ископаемых остатков первобытного человека найдено мало, а в других частях света и того меньше. Поэтому, вопрос о его близких и отдаленных предках пока еще остается в области более или менее вероятных гипотез. Но путь к проверке и превращению этих гипотез в научные истины уже проложен.