Антропология человека, этнография, география        17 апреля 2017        90         Комментарии к записи Понятие о человеческой культуре отключены

Понятие о человеческой культуре

Понятие о человеческой культуре

Латинское слово «культура» (Cultura), вошедшее в русский и другие европейские языки, буквально значит «обработка», «возделывание», «уход». Применительно ко всякому человечеству или народам по отдельности, этим термином обозначается в совокупности все, созданное умственными и физическими человеческими усилиями с целью удовлетворить его материальные и духовные потребности. Природа вокруг нас, если ее дарами мы пользуемся без всякого усилия с нашей стороны, к культуре человечества не относится, но есть условие, определяющее ее характер и развитие.

Не только разные народы, а и отдельные группы единого народа в культурном отношении представляют гораздо больше разнообразия и подвижности, чем по своим телесным признакам. Но, при всем своем многообразии, человеческая культура, как и человечество в целом, происходит от единого общего корня, возникает и развивается из первичных элементов, имеющихся даже у самых отсталых групп человечества, и превращающихся, наконец, в гордые достижения прогрессивной науки и техники, в те или другие формы быта и отношения между людьми. Культура начинается с той поры, как человек стал применять, изготовлять и совершенствовать орудия, и пользоваться огнем для достижения собственных материальных потребностей. Динамической силой культуры становится развитой мозг человека, его ум, творящий при помощи рук, языка и, наконец, письменности ценности духовные и материальные.

Даже в 70х годах позапрошлого века с доверием принимались рассказы о совсем диких людях, незнакомых с огнем, живущих подобно обезьянам, питающихся только дикими плодами и применяющих в качестве орудий и оружия только палку и камень. Даже известный антрополог Леббок думал, что тасманийцы и некоторые островитяне Тихого океана не были знакомы с огнем. Все это оказалось выдумкой. История, археология и этнография напоминают нам, что совершенно диких людей, т. е. лишенных знаний, орудий и огня для достижения насущных потребностей, до сих пор нигде не найдено. Человек, обивший кусок кремня, чтобы воспользоваться им в качестве ножа, пользующийся палкой, как орудием или оружием, уже обладает некоторым культурным достижением. Добывание огня и приготовление на нем пищи, необходимый запас орудий и оружия, уменье устраивать себе жилища, зачатки одежды, или, по крайней мере, украшений, знакомство с природными свойствами обитаемой местности, тот или иной семейный и общественный строй и, наконец, некоторые религиозные представления, т. е. все главные элементы культуры, оказались у всех народов.

Любые животные, как и человек, существовать без удовлетворения своих жизненных потребностей не могут. Они умеют отыскивать пригодную для себя пищу, строят гнезда и логовища, некоторые ведут общественную жизнь и выполняют общественные работы (бобры, пчелы, муравьи, осы и др.). Паук изготовляет паутину для ловли мух и т. п. И в самом деле, в животном мире существует множество аналогий с культурной деятельностью человека, однако имеется и существенная разница. Заключается же она в том, что животные не изготовляют специально приспособленных орудий и не доводят до совершенства своих рабочих приемов и средств. Паук ткет такую же паутину, муравьи строят точь-в-точь такие же муравейники, как и их предки, жившие за тысячи поколений.

Характерной человеческой особенностью является не неосознанный наследственный инстинкт, а самостоятельный целесообразный почин в работе и прогресс, т. е. сбережение, увеличение и усовершенствование достояния культуры, полученного от предыдущих поколений. Заполучив это наследство, новое поколение способно идти дальше, и в теории прогресс является беспредельным.

Человеческая культура, в целом, движется по восходящей линии, развиваясь и совершенствуясь с течением времени, однако в некоторых случаях в жизни тех или иных групп человечества наблюдается не прогресс, а регресс, утрата материальных благ, умственное и моральное одичание. На основании таких случаев, а главным образом под впечатлением фантазий Руссо, рассказов путешественников о блаженной жизни обитателей о-вов Тихого океана и бразильских лесов, в XVIII и даже в начале XIX в. «золотой век» человечества видели в прошлом, дикаря представляли существом, далеко превосходящим культурного европейца своими телесными и моральными преимуществами. Разумеется, все это оказалось вздором, коему теперь никто не поверит. Стремление к лучшему будущему и уверенность в возможности осуществить на земле «золотой век» всегда были и будут путеводной звездой для страдающего, трудящегося и мыслящего человечества.

Человечество в культурном отношении не является и ни когда не было чем-то однородным и неизменным. Повышаясь, в целом, количественно и качественно, человеческая культура видоизменяется во времени и пространстве, завися от всевозможных условий природы с одной стороны, с другой же — от той новой географической среды, которую непрерывно творят на земле сами люди собственной деятельностью и взаимными контактами, и, наконец, от психических составляющих. С течением времени народная культура терпит изменения или медленно, путем самостоятельного накопления культурных благ, либо быстро и резко, утрачивая, вследствие войн или иноземного воздействия, свой первоначальный национальный характер и заимствуя культурные блага у чуждых народов. Так было в России при Петре Великом; то же наблюдается и в Японии.

Оглядываясь на историю человечества, есть возможность отследить рождение и перемещение главных культурных очагов под влиянием географических условий. В Азии очагами высокой культуры древности были: Месопотамская низменность по течению Тигра и Евфрата, там развилась ассиро-вавилонская культура, низменность р. Ганга — место развития древне-арийской или индуской культуры, и Китайская низменность по нижнему течению рек Хуан-Хэ и Ян-цзы-цзяна; очагом высокой древней культуры в Африке был Египет, по нижнему течению р. Нила. Исходя из этого, древний период культурной человеческой истории является речным. Теплый климат и необычайное плодородие речных долин, орошаемых периодическими разливами, давно привлекали сюда массы населения. Нужность производства громадных работ для орошения и осушения речных низин сплачивала в общей работе народные массы, требовала организации и трудовой дисциплины и содействовала государственному развитию.

Древние речные культуры были ограничины сравнительно небольшими пространствами, были изолированы друг от друга, а это препятствовало их будущему росту. Со временем культура, возникшая в Месопотамии и Египте, проникла на остров Крит, в Грецию, Италию и постепенно охватила весь бассейн Средиземного моря с его развитой побережной линией и многочисленными островами, благоприятствовавшими сношениям среди различных частей этой области. С берегов Средиземного моря такая культура внедрилась в Западную Европу, затронув также и Восточную. Второй период культурной истории, именуемый средиземноморским или греко-романским, имеет отличие от предыдущего тем, что охватывал обширную и разнообразную по природе и населению область и втягивал во взаимоотношения и обмен культурами все новые и новые народы, а поэтому превосходил его большим разнообразием, подвижностью, мощью и своими достижениям.

Со времени великих географических открытий значения Средиземья, как культурного очага и торговых сношений, упало. Основной очаг европейской культуры переместился на берега Атлантического океана. Человечество вошло в третий период своей культурной истории, который стал называться атлантическим. После заселения европейцами Америки, Атлантический океан стал главным путем международных сношений и передачи европейской культуры, поражающей своим многообразием, гибкостью, мощью и возможностью безграничного развития. В последнее время начинает вырисовываться будущая великая роль Тихого океана, но та культура, которая имеет развитость на его берегах, по своему происхождению и характеристике является преимущественно европейской.