Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        06 октября 2012        64         0

Последний день масленицы, или маски уходящего праздника

Маски уходящего праздникаМасленица в югославском селе Висока-Лука шумная, веселая — ничуть не отличается от масленицы в любом другом месте. Кроме последнего ее дня. В последний день масленицы село словно вымерло: никого на улице, двери домов заперты. И лишь в роще за околицей можно увидеть какое-то движение — слабое, правда, и как бы старательно укрываемое от постороннего взгляда. Прячась за деревьями и прикрывая лицо, проскользнет человек, в вывернутом овчинном тулупе и исчезнет невесть куда.

И вдруг тишину разбивают резкие звуки дудок и треск барабана. Из рощи двинулась процессия — плывут огромные, ярко раскрашенные маски с длинными, свисающими до пояса языками, колышутся белые и черные перья, звенят привязанные к кушакам колокольчики. У ближайшего дома ряженые останавливаются, музыка замолкает и предводитель стучит в дверь. Сначала еле слышно робко, потом громче. Затем в дверь кидают камни, колотят сапогами. Из-за двери слышится голос хозяина: «Кого еще черт принес?»

Вновь взвывают дудки. Ряженые в унисон заводят:

Дай, госпоне, нам сливовице,

Господжице, жуте банице!

Открывается дверь, и на пороге появляются хозяин с хозяйкой. У него в руках кувшин сливовицы, у нее — поднос с горячими, с пылу, с жару, золотистыми баницами: слоеными пирожками с брынзой. Появление хозяев ряженые встречают оглушительными воплями восторга. И тут же заводят новую песню, а в ней прославляют хозяина, именуя его не иначе как «воеводой», воспевая его подвиги в войнах с турками (во время которых хозяин, само собой, еще и не родился). Зовут хозяина, к примеру, Стоян Каливода.

Ряженые поют:

Стоян Каливода, хой!

Хитар воевода, хой!

Али-бея збио, хой-хой!

Велик воевода!

Хозяйка, та — «щедрая красавица», и похитил ее Стоян прямо из свадебного кортежа «австрийского цесаря». Тоже, конечно, от исторической правды далековато, а слушать приятно.

Прежде чем двинуться к соседнему дому, ряженые меняют маски. Раньше, когда люди верили, что от обряда зависит плодородие, считалось, что если кто-нибудь опознает ряженого и окликнет его по имени, округу постигнут бедствия. Опять же и черт мог подсмотреть. И чтобы запутать и черта, и злых людей, маски меняли от дома к дому. Сейчас понятно, в это вряд ли кто верит больше, чем в то, что зоотехник Стоян Каливода убил в кровавом поединке предводителя янычар Али-бея, но обычай есть обычай.

Все дома обошли ряженые, всех сельчан воспели: что ни мужчина — то и герой, что ни женщина — то и красавица: сватался было за нее русский царь (венецианский дука, турецкий султан или другие видные лица), Да предпочла она здешнего Йована, Стояна, Милана…

И выбор красавицы понять можно: разве найдешь еще место, где бы так весело гуляли, как в селе Висока-Лука в последний день масленицы?..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *