Доисторические поселения        22 октября 2012        58         0

Последовательность культур поселений в Египте

Материалы археологических раскопок позволяют проследить необыкновенно отчетливую последовательность культур древних поселений, хотя и было бы рискованно присваивать какой-либо из этих культур лингвистические названия. Многие поколения населявших долину Тигра и Евфрата людей жили на одних и тех же местах, в деревнях, а позднее и в городах, в домах, построенных из сырцового кирпича. С течением времени дома, конечно, разваливались, но в таких случаях люди только разравнивали и утрамбовывали оставшуюся от стен глину и на образовавшейся таким путем приподнятой площадке строили новый дом. Тем временем повышался также, по-видимому, от свалки на нее мусора, и уровень самой улицы.

В конце концов каждое поселение превращалось в холм, или телль, состоявший из наслоений от развалин жилищ, сменявших друг друга. При научном проведении раскопок такого телля каждое наслоение, представляющее собою новый уровень повышенных полов с накопившимся на них мусором, иллюстрирует в хронологической последовательности культуру отдельного периода, причем совершенно очевидно, что нижние слои древнее верхних. Таким образом, вскрытие одного телля дает возможность установить последовательность культур на отдельном поселении, раскопки же целого ряда холмов показали, что такая последовательность повторяется. Конечно, простым смертным было неудобно строить свои дома на крутых склонах или вершинах высоких холмов, поэтому спустя некоторое время все поселение переносили на новое место.

Иначе обстояло дело с обиталищами богов. Шумерийские города исторического периода выросли вокруг храмов. Подобно средневековым бюргерам, которые всегда стремились расширить и разукрасить свои христианские соборы, состоятельные набожные шумерийцы постоянно перестраивали свои храмы, стараясь придать им как можно больше пышности. При этом, однако, они обычно не сравнивали все священное строение с землей. Старые стены храма, напротив, оставлялись неразрушенными высотой иногда до нескольких футов, но все пространство внутри них заполнялось глиной, а снаружи они облицовывались сырцовым кирпичом, образуя платформу, на которой и воздвигался новый храм. Поэтому надстроенные таким образом храмы служат прекрасным дополнением к стратиграфии культур поселений.

Опишем в нескольких словах неизменную картину, возникающую в результате обобщения материала раскопок ряда поселений. Под зданиями эпохи Саргона и династии Агаде мы обнаруживаем строения из плоско-выпуклых кирпичей (кирпичей с одной плоской и другой подушкообразной стороной). Раньше этот период называли просто «досаргоновским». Предложили называть это время «периодом плоско-выпуклых кирпичей», но, в конце концов восторжествовало другое название — «раннединастический период».

Ниже древнейших стен из плоско-выпуклых кирпичей мы находим остатки других стен из плоских черепицеобразных кирпичей, сочетающихся с совершенно иными керамическими, глиптическими и эпиграфическими стилями. Они характеризуют собою фазу Джемдет-Насра, названную так по поселению в Аккаде, где в 1926 году была впервые открыта эта культура. Вскоре после этого, в 1930 году, немецкие археологи обнаружили под храмом эпохи Джемдет-Насра в Варке (древний Урук и библейский Эрех) остатки новой культуры, определяющей урукский период. Обе эти культуры встречаются по всей территории позднейшей Вавилонии и обычно ассоциируются уже с определенным видом письма, что позволило объединить их в одну группу под названием «протописьменных» культур.

Еще более древними и уже чисто доисторическими являются поселения обеидской культуры, названной так по поселению близ Ура, исследованному в 1922 году, и выделяющейся среди других своей расписной керамикой.

В Шумере остатки обеидской культуры найдены в нетронутом грунте в Эриду, Уре, Уруке и других поселениях, но в Аккаде, за исключением одного поселения, они, по видимому, отсутствуют. Затем они появляются вновь в Северной Месопотамии, где встречаются на многих поселениях от Курдских предгорий в Ассирии, восточнее Тигра, до изгиба Евфрата близ Кархемыша и даже западнее. Здесь, на севере, обеидской культуре предшествует так называемая халафская культура. Эта культура была впервые обнаружена Оппенгеймом еще до 1914 года, но ее место в стратиграфическом ряду было определено Меллоуэном только в 1933 году. После 1945 года в Ассирии были открыты две или три еще более древние фазы. Первая из них была обнаружена в Хассуне при проведении там раскопок Ллойдом и Сафаром. Хасуна I является древнейшей из всех земледельческих культур Двуречья, открытых к 1950 году, но возможно, что в Джармо — поселении, расположенном в предгорьях восточнее Хассуны, — удастся обнаружить еще какую-нибудь более древнюю и более примитивную культуру.

Мы сделали краткий обзор той части древнего мира, которая приблизительно за 3 тысячи лет до начала нашей эры вступила на путь истории. Остается только упомянуть еще одну область, которая, хотя еще и не возникает перед нами в историческом освещении, тем не менее может гордиться цивилизацией, не уступающей цивилизациям Египта и Шумера. Этой областью является долина Инда; начиная с 1920 года здесь был сделан ряд открытий, развернувших перед нами картину настоящей городской культуры, в которой уже процветали и письменность и другие виды искусства, характерные для цивилизации. Древнеиндийские письмена до сих пор еще не расшифрованы, и мы не располагаем легендами, которые помогли бы нам в толковании новых археологических данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *