Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Постройка ступенчатой пирамиды Джосера

Египет

Сама постройка ступенчатой пирамиды Джосера был весьма сложной. Задумка сооружения монументального архитектурного комплекса способом наращивания его не по горизонтали, а по вертикальному направлению возникла не сразу. Сначала была построена большая квадратная мастаба (выс. 8,32 м, дл. стороны 62,9 м) из фрагментов известняка, облицованных хорошо отесанными плитами. После мастабу немного увеличили, и с востока перед ней было устроено одиннадцать шахт, имевших глубину около 33 м. От каждой шахты на запад, под мастабу, тянулся коридор длиной в 13 м. Первые пять коридоров вели к захоронениям членов семьи Джосера, все остальные использовались как кладовые.

Первая группа помещений была облицована деревом. Погребения были обставлены с достаточной пышностью. Умерших помещали в деревянные гробы тончайшей работы, покрытые листовым золотом, прикрепленным к дереву золотыми гвоздиками. Деревянные гробы вставлялись затем в алебастровые саркофаги, поставленные на известняковых базах. В коридорах и погребальных камерах были найдены сосуды из алебастра и диорита, сердоликовые бусы, части фаянсовых вкладок для инкрустирования ларцов, орудия из кости и меди. Погребенные, по-видимому, были женщины и дети, как об этом можно судить по размерам саркофагов и по найденным останкам ребенка в возрасте 8-9 лет. То, что погребения были совершены при Джосере, подтверждается наличием имени этого фараона на оттисках цилиндрической печати. К сожалению, имени лица, которому принадлежала печать, прочесть не удалось, но зато был прочтен титул, который носил зодчий Имхотеп, строитель пирамиды Джосера. Это дало повод предположить, что здесь перед нами нечто вроде подписи прославленного архитектора.

Погребения были сделаны после увеличения мастабы и сооружения ее подземных помещений. Это ясно видно по тому, как коридоры от шахт обходят эти помещения.

Чтобы закрыть доступ к погребениям, мастаба была увеличена еще на 8,32 м и стала прямоугольной в плане. Этот этап увеличения не был закончен, когда возник гениальный проект Имхотепа — начать увеличение мастабы вверх, что сопровождалось решительными, принципиальными изменениями и в строительной технике: если до этого времени здания сооружались горизонтальными пластами, то теперь эти пласты стали наращивать вертикально с наклоном в 15-17°; камни каждого слоя укладывались перпендикулярно к сторонам пирамиды, причем для их крепления уже не употребляли так много связующих растворов. Облицовка была из известняка Туры. Поначалу пирамида имела четыре ступени, но в процессе следующей надстройке, с севера и запада, поднялась еще на две ступени. При этом увеличении верхняя площадка оказалась слишком узкой, и поэтому пирамиду увеличили на 2,6 м к северу. В конечном итоге пирамида Джосера имела около 60 м в высоту с базой в 109,02 X 121 м.

Вход в помещения, расположенные под пирамидой, был с севера. Первоначально, когда здание имело вид мастабы, естественно, и доступ в его подземную часть был устроен, как у ряда таких мастаб, в виде открытого прохода, постепенно спускавшегося вниз.

Проход доходил до шахты глубиной в 28 м. Внизу, как и в Южной гробнице, находилась погребальная камера, облицованная гранитом, вход в которую был в потолке и закрывался камнем цилиндрической формы около 2 м высотой и весом свыше 3 тонн. В камере были обнаружены части скелета мужчины, вероятно Джосера.

Вокруг погребальной камеры были устроены различные помещения. Уже недалеко от начала спуск под пирамиду был пересечен поперечным коридором, оба конца которого, по-видимому, предназначались для кладовых. Дальше спуск пересекался вторым коридором, из западного конца которого был проход в группу кладовых, из восточного — к северу, также в кладовые, а к югу — в комплекс комнат, облицованных такими же зеленовато-синими поливными изразцами, изображавшими тростниковые плетения, какие были в подземных помещениях Южной гробницы. Эти комнаты не были полностью отделаны, но они производят огромное впечатление и в том виде, в каком они до нас дошли. В особенности хороша первая из них, в которой готовы только западная и южная стены: мы видим здесь прекрасно размещенные панно, увенчанные такими же «джедами» как и в Южной гробнице, так же как и там, панно на западной стене чередуются с тремя рельефами, изображающими Джосера, причем здесь на двух рельефах показан ритуальный бег фараона, а на одном — фигура идущего царя, тогда как в Южной гробнице, наоборот, бег был дан один раз, а идущий царь — дважды. Как и в Южной гробнице, над рельефами и панно были сделаны изображения окон. Декорировка двух других комнат, облицованных изразцами, была проще — без «джедов» и рельефов.

От последней изразцовой комнаты шел ход к юго-восточному углу погребальной камеры. От других ее сторон также отходили проходы, которые вели в кладовые.

Судя по тому, что ход к погребальной камере, изразцовым комнатам и кладовым был устроен еще тогда, когда здание имело вид мастабы, а также по тому, что при обоих этапах сооружения пирамиды камера и остальные помещения продолжали сохранять свое значение и не были заменены другими, очевидно, что они были построены в самом начале возведения мастабы. Когда же стали строить пирамиду и заупокойный храм, прежний доступ в подземную часть усыпальницы был засыпан, а вместо него прорыт новый ход, который начинался в пирамидном храме, откуда он шел до западного конца первого поперечного коридора, по которому уже можно было дойти до прежнего спуска. Именно таким путем направлялось шествие в день погребения Джосера.