Архитектура        25 ноября 2013        65         0

Постройки Александровской слободы

Постройки Александровской слободы вызывают особый интерес. Александровская слобода в начале XVII века являлась ареной сражений между патриотами русскими и бандами польско-литовских шляхтичей. Гетман Ян Сапега весной 1600 года занял Слободу. Оставив там для охраны дорог несколько отрядов, с основными своими силами возвратился к монастырю Троице-Сергиеву, безуспешно который он захватить пытался. Укрепления Слободы, возведенные при Иване Грозном, переходили из рук в руки и сыграли свою роль в ожесточенных боях с интервентами. Опираясь на эти укрепления, выдающийся русский полководец М. В. Скопин-Шуйский со своими отрядами на лыжах двинулся к Троице-Сергиеву монастырю, осажденному шляхтой. В январе 1610 года он заставил пана Сапегу осаду снять и отойти. В тяжелые эти годы, опустевшие церковные и дворцовые здания слободы Александровской сгорели частью, а частью разрушились, крепость особенно. В первой половине XVII века Слобода служила лишь путевым станом во время поездок по монастырям царя Михаила Федоровича. Сын его — царь Алексей Михайлович только в 1651 году по ходатайству монаха и купцов слободских указ дал об основании женского монастыря при старой церкви Успенья и о постройке ограды вокруг него. Таким образом, на месте, где царская усадьба была, в 1654 году появился Успенский девичий монастырь. Находясь на перепутье царских богомольных походов в Переславль-3алесский, Юрьев-Польский, в Ростов и северные монастыри, Успенский монастырь стал пользоваться известностью и получать вклады от высокопоставленных паломников.

Постройки Александровской слободы

Успенская церковь (XVI-XVII вв.)

Изумительны по своему качеству вещи, сделанные русскими умельцами того времени. Это скань, и золотошвейное искусство, и уникальная резьба по перламутру, дереву и кости, и тончайшая чеканка, и иконы.

Постройки Александровской слободы

Оклад иконы (Скань XVII в.)

Постройки XVI-XVII веков включает в себя ансамбль бывшего Успенского монастыря. Они возведены до Грозного, во время его царствования и позже. Среди местных жителей он стал называться кремлем. Древнейшее сооружение ансамбля — Троицкий собор (1505-1513), называвшийся до XVIII века Покровским, сложен из кирпича на высоком каменном подклете.

Постройки Александровской слободы

Троицкий собор 1513 г.

Первоначально собор имел с трех сторон открытое гульбище, покоящееся на аркаде, но потом гульбище перестроили в закрытую галерею-паперть, которая ведет в придельные церкви. Огромный массив одноглавого собора расчленен белокаменными пилястрами. Они оканчиваются оригинальными ордерными капителями, несущими на себе полуциркульные закомары. Алтарные полукружия и барабан украшены широким поясом белокаменного резного узора. Такой же пояс проходит по фасадам, но он скрыт галереей. В старину эти украшения, резко выделяясь на кирпиче стен, придавали собору особую живописность контрастами сочетания белого и красного цветов.

Постройки Александровской слободы

Фрагмент белокаменной резьбы

Несмотря на последующие переделки, пристройки, расширенные окна и общую побелку, Троицкий собор сохраняет первоначальные замыслы безвестных зодчих князя Василия III. Пропорции и украшения собора напоминают московские храмы конца XV века.

Западный вход (безвкусная пристройка XIX века) ведет прямо на галерею к порталу, декорированному изысканной резьбой по камню. Резьба слегка тонирована. Над порталом среди пояса горизонтального резного узора, белеющего на кирпичной стене, обращает внимание киот с фреской, изображающей праздник Покрова богородицы. В интерьер ведут «Троицкие врата», в середине XIV века, сделанные по заказу епископа тверского. В Слободу привезены они были из похода Ивана Грозного на Тверь в 1570 году. Состоят эти врата из нескольких металлических пластин, на одной из которых тверской безвестный мастер артистически сделал гравированное изображение Троицы.

В южном портале, украшенном не менее пышной белокаменной резьбой, чем западный, находится другое выдающееся произведение русского прикладного искусства, Новгородские, так называемые «Васильевские врата». Это трофей похода 1570 года на Великий Новгород. Врата сняты Грозным из Софийского собора. Надписи на них свидетельствуют об изготовлении их в 1336 году по приказу новгородского архиепископа Василия (отсюда и название). Предполагают, что рисунки, иллюстрирующие библейские и евангельские тексты, делал мастер Ипат из Великого Устюга.

Постройки Александровской слободы

Южный портал. Новгородские (Васильевские) врата 1336 г.

Сделанные способом золотой наводки по медным листам, предварительно покрытым специальным лаком, и обработанные через огонь, 28 рисунков эффектно мерцают на темном бархатистом фоне ворот. На стенах соборного интерьера сохранились фрагменты фресок XVI и XVII веков. Иконостас, остальное убранство и росписи — новые.

Постройки Александровской слободы

Фрагмент Новгородских (Васильевских) врат XIV в.

Следующим по времени памятником является Покровская церковь (до XVIII века — Троицкая), построенная в XVI веке. Она стоит в центре кремля, между Успенской церковью и келейным корпусом.

Постройки Александровской слободы

Трапезная палата (XVII в.) и Покровская церковь (XVI в.)

Сохранился ее белокаменный подклет. Кирпичный четверик завершается кокошниками, переходящими в многогранный шатер. Внутри его сравнительно недавно открыты фрески XVI века. Первоначально храм был окружен гульбищем. Во второй половине XVII столетия церковь была обстроена обширной Трапезной палатой, стоящей на подклете с очень глубокими подвалами. Спуск туда по белокаменным ступеням, полутьма больших подземелий и акустика в них оставляют сильное впечатление своей необъяснимой таинственностью. Эти подвалы и отдельные фрагменты белокаменных стен первого этажа заставляют полагать, что палату поставили на месте более раннего здания. Может быть, это остатки дворца Ивана Грозного. Внутри Трапезной палаты обширные залы, своды которых, особенно в первом этаже, когда-то были замкнуты оригинальными белокаменными розетками.

Постройки Александровской слободы

Покровская церковь Трапезной палаты

Необычна и редка по своим формам колокольня Покровской церкви, примыкающая к западной стене Трапезной палаты. Четыре слегка убывающих четверика служат основанием восьмигранной аркады звона, заканчивающейся шатром. На второй ярус колокольни с южного фасада идет открытая лестница — прием, встречающийся не часто — с площадкой и парапетами, ведущая в Трапезную палату. В целом комплекс Трапезной палаты с Покровской церковью и колокольней очень своеобразен своим двух шатровым завершением.

Постройки Александровской слободы

Колокольня и крыльцо Трапезной палаты. Вторая половина XVII в.

Уникальным сооружением ансамбля является колокольня высотой более 50 метров с Крестовоздвиженской церковью под ней, известной более под названием Распятской.

Постройки Александровской слободы

Распятская церковь-колокольня XVI в.

В основе колокольни — столпообразное здание начала XVI века. После 1570 года его обстроили мощными пилонами, ставшими основанием сторожевой галереи. Над ней ряды убывающих кокошников переходят в восьмерик звона с легким изящным шатром. В нижнем ряду кокошников видны круглые окошечки — люкарны, предназначенные для освещения второго яруса сторожевой галереи. Это прием очень редкий в архитектуре того времени. С южной стороны к колокольне примыкает палата, сооруженная в конце XVII века. Ясность композиции и строгая простота архитектурных форм создают монументальный и стройный облик этого высотного сооружения XVI века, прообраза будущих шатровых колоколен. Современники утверждали, что царь Иван звонил на ней, сзывая своих опричников на богослужения. Он слушал службу вместе с опричниками, стоявшими в монашеских одеяниях, под которыми скрывались златотканые кафтаны и острые ножи.

В юго-восточном углу ансамбля стоит пятиглавая Успенская церковь. Возможно, что первоначально построена она была в 1520-х годах как домовая при хоромах Василия III. Но от XVI века остались лишь одни фрагменты. Церковь была основательно перестроена во 2-й половине XVII века, получила другой облик. От первоначального здания она сохранила лишь алтарную часть, когда-то окруженную гульбищем, и белокаменный подклет с глубокими подвалами. Бытующие легенды, что подвалы под Успенской церковью были местом, где происходили допросы и пытки, не подтверждены. Келейный корпус, вытянувшийся под углом вдоль северной и части восточной стен ограды был построен в 1070-х годах «из материала сломанных царских хором». Его второй этаж надстроен спустя два столетия.

Постройки Александровской слободы

Фрагмент монастырской ограды

Надвратная церковь Федора Стратилата, четыре угловые башни и стены были сооружены в начале 1680-х годов. Следуя традиционным приемам русского военно-крепостного зодчества, они служили лишь оградой декоративно-сторожевой. Успенский монастырь, как и русские многие монастыри, был тоже местом ссылки.

Постройки Александровской слободы

Ограда и Надвратная церковь Федора Стратилата (1681-1682 гг.)

Постройки Александровской слободы

Угловая башня XVII век

В конце XVII века здесь содержалась сестра Петра I — царевна Марфа, сюда заточенная по делу царевны Софьи, пытавшейся захватить престол. Марфа прожила в палате-келье при Распятской церкви-колокольне до 1707 года. Прижизненный портрет ее экспонируется в краеведческом музее. Более десяти лет на положении ссыльной в Александровской слободе жила и будущая императрица Елизавета — дочь Петра I. Дошедшие до наших дней архитектурные памятники, — все эти соборы, церкви, колокольни — свое былое предназначение изменили уже давно и нами воспринимаются как плоды труда и таланта безвестных мастеров из народа — создателей великой русской культуры. Отреставрированный ансамбль Александровской слободы, стал краеведческим музеем, подлинно историко-художественным, архитектурным и бытовым заповедником.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *