Приготовление и употребление пищи        30 апреля 2017        55         Комментарии к записи Потребности человека — питание отключены

Потребности человека — питание

Потребности человека - питание

Мы определили культуру, как совокупность всего, созданного усилиями человека для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Удовлетворению материальных потребностей человека служат, прежде всего, пища, одежда и жилище и весь технический прогресс человечества, в сущности, прямо или косвенно направлен к этой цели. Выражением духовных потребностей человека являются язык, религия, наука, искусство и формы его социальной жизни, т. е. общения с другими людьми. Поэтому различают культуру материальную и культуру духовную. Но, строго говоря, это разделение имеет только условное значение, ибо и та, и другая неразрывно между собою связаны и представляют лишь две стороны одного и того же процесса. Во-первых, дух или мозг человека является той силой, которая творит все материальные и духовные ценности, во-вторых, так называемые духовные потребности человека возникают и развиваются на почве удовлетворения его материальных потребностей.

Человек, как и все животные, не может существовать без пищи и питья. Питаться человек может только животными и растениями, причем нормальная пища должна содержать определенную смесь белков, жиров, углеводов (крахмал и сахар) и несгораемых солей. Такие вещества находят место в разных пропорциях, как в растительной пище, так и в яйцах, молоке и мясе.

Количество необходимой для человека пищи зависит, главным образом, от количества затрагиваемой человеческим организмом энергии. Правда, туземцы полярных стран удивляли путешественников своим обжорством, но и сами путешественники вскоре начинали удивляться своему неимоверному аппетиту. Однако, разница в питании жителей умеренного и жаркого поясов едва ли значительна. Общераспространенное мнение, что жители тропиков едят мало, оказывается далеко не верным; наоборот имеются сведения, что в тропических странах аппетит часто принимает нежелательные размеры, и пищеварение очень, усиленное. Объясняется это тем, что организм много теряет тепла вследствие испарины, ношения легкой одежды или ее отсутствия. Правда, во время жары мы едим меньше, но происходит это потому, что мы тогда много пьем и этим ослабляем пищеварительную деятельность желудка, тогда как обитатель тропиков пьет воды сравнительно мало.

Качество пищи, т. е. питательность и удобоваримость, оказывает большое влияние на здоровье и развитие всего человеческого организма. С тех пор, как человек стал пользоваться изготовленной на очаге, более удобоваримой пищей, улучшилось питание и работа не только мускулов, но и главного человеческого органа, мозга. В хорошем питании заключается одна из причин, поддерживающих физическое и культурное превосходство различных групп человечества.

Многие животные могут обходиться без пищи гораздо дольше, чем человек. Здоровые люди без пищи и питья живут обыкновенно не больше недели; дети и молодые люди умирают от голода раньше взрослых и стариков. Болезненные ощущения голода (давление в желудке, тошнота, боли) и потребность в пище особенно тяжело чувствуются первое время, но затем часто исчезают вследствие утомления чувствительных нервов желудка, перешедших порог раздражения. Впрочем, страх голодной смерти гораздо быстрее разрушает организм, чем самый голод, что доказывается наблюдением врачей над больными и опытом д-ра Таннера, подвергшего себя (в 1880 г.) добровольному голоданию в течение 40 дней. Во время своего опыта д-р Таннер пил только воду и не мог без нее обойтись. Тело человека на 63% состоит из воды, и суточная трата воды организмом гораздо больше, чем трата твердых веществ; поэтому чувство жажды несравненно мучительнее голода, и абсолютное лишение воды гораздо быстрее разрушает организм, чем лишение пищи. Как велики эти мучения, как тяжело физическое и психическое состояние жаждущего человека, можно судить по правдивым и ярким описаниям Нахтигаля, Свен-Гедина и других путешественников, которым грозила смерть в безводной пустыне.

Европейские путешественники, испытавшие жажду в пустынях, с удивлением отмечают способность туземцев долго обходиться без воды. По словам Нахтигаля, мужчина из племени тубу в Сахаре переносит четырехдневный переезд без воды. Хорошо укутанный, он едет по пустыне ночью, а днем лежит неподвижно в тени скал. Только на пятые сутки, когда сознание начинает затуманиваться, он привязывает себя к седлу верблюда и вверяется инстинкту животного. Ливингстон рассказывает, что обитатели пустыня Калахари (бушмены и бакалагарии) отличаются замечательной выносливостью к жажде и ограничиваются ничтожным потреблением воды; женщины там черпают воду из скудных источников скорлупой страусовых яиц или высасывают почвенную воду из-под песка через втыкаемый в землю тростник.

Голодовки, подобные той, какая была у нас вследствие засухи в 1920—21 г., или какие нередко случались в Индии, являются большими бедствиями для народных масс, но последствия таких голодовок более или менее скоро изглаживаются. Худшими последствиями сопровождается недоедание, постоянный недостаток в пище и питье, так как это неминуемо ведет к физическому и психическому вырождению. Ливингстон сообщает, что бакалагарии (одно из племен бечуанов в Ю. Африке), будучи вытеснены в пустыню из своей плодородной родины, из крепкого рослого и энергичного народа превратились в народ, физически и духовно выродившийся, напоминавший австралийцев своими тонкими руками и ногами и большим, вздутым и отвислым животом, вследствие неудобоваримой пищи. Даже их детей Ливингстон никогда не видел веселыми и играющими. Бакалагариям и в голову не приходило защищаться при нападении на их деревни даже небольших разбойничьих шаек. Из страха нападений они даже селились подальше от воды, которая так нужна в сухой пустынной стране.

У Ливингстона мы найдем другой яркий пример того, как голод убивает у людей всякую энергию. В пораженной голодом местности в долине реки Шире Ливингстону не удалось уговорить негров что-нибудь сделать, чтобы облегчить свое положение. На все его советы они отвечали безжизненным взглядом или жалобным «нет», «нет»! и поедали ранние всходы, которые через месяц дали бы хлеб.

Не только в Африке, но и в культурной Европе бывали случаи физического вырождения и упадка энергии целых групп населения вследствие плохого питания при усиленной мускульной работе. Так, в первые десятилетия позапрошлого века рабочие во многих фабричных округах Англии и других стран Западной Европы, по официальным данный, превратились в хилых, малокровных и пришибленных людей, в какую-то особую расу, которую легко было узнать с первого взгляда. Действительно, изнуряемые работой и вследствие этого сильнее страдающие от голода люди с течением времени впадают в состояние так называемой «минимальной жизни», сказывающееся не только в худобе, землистом цвете лица, старческом виде молодежи, но и в подавленном состоянии психики. Такие люди могут совершать эксцессы, но неспособны к упорной борьбе, и их легко заставить всему подчиняться.