Передвижение и транспорт        12 сентября 2013        64         0

Повоз

Повоз

Киевская Русь была большим и сильным государством. «Империя Рюриковичей», как её называли, объединяла под властью Киева огромную территорию, в состав которой входили и Новгородское, и Суздальское, и Ростовское княжества.

Города Киевской Руси были богаты и шумны. Кого только не было за их стенами — варяжский князь Симон, прибывший из-за Балтийского моря, византийские и западные купцы, греческие художники, венгерцы с Дуная, немцы, половцы из степей, многочисленные ремесленники. Торговала в то время Русь чуть ли не со всем светом. Русских купцов встречали у булгар на Волге и у косогов на Кавказе, в Багдаде, Византии и в Западной Европе.

Велась в Киевской Руси и оживлённая переписка. Как ни бедна дошедшая до нас литература тех времён, однако мы знаем о ряде дипломатических писем, о родственных письмах князей, княжён (например, письма Янки, дочери Ярослава, братьям), а также духовных посланиях.

В русской летописи (984 г.) есть о радимичах такая запись: «…дань платят, и до сего дне повоз Руси везут». Слово «повоз» можно было бы толковать как натуральную повинность побежденного племени перевозить людей и кладь для киевского князя. Однако вернее под повозом понимать некий способ платы дани, побеждённые племена при котором должны были сами доставлять её в определённое место, а не в обычное для сбора дани. Через полтораста лет мы уже встречаемся с другим значением слова «повоз». В Ипатьевской летописи (1151 г.) рассказывается, что Юрий Долгорукий из Городца направился в Суздаль, по дороге к князю Святославу Ольговичу Черниговскому заехал и «тот прият и с великою честью, и повозы да ему».

Таким образом, под «повозом» предполагалась какая-то система перевозки как самих князей, так их гонцов и послов.

В Новгородской летописи (1209 г.) рассказывается, что новгородцы, недовольные своим посадником Дмитром и его приверженцами, собрали вече и, вспоминая все вины посадника, кричали, что он приказывал «повозы возить». Здесь «повоз» — уже натуральная повинность населения.

О повозе упоминается и во многих договорах новгородцев с приглашаемыми ими князьями, где записано, что население обязано давать лошадей для гонцов и дворян князя.

В северо-восточной Руси слово «повоз» позднее заменяется термином «подвода». Однако по-прежнему население обязано выставлять лошадей с «десяти сох от стану до стану по две подводы» для княжеских гонцов и его слуг.

Подводная повинность была очень тяжела для населения. Освобождение от неё являлось большой льготой. Но эту милость оказывали не часто. Изредка освобождались от подводной повинности погорельцы и новосёлы, причём последние на срок от двух до десяти и очень редко двадцати лет.

Князья пытались установить порядок в пользовании подводами: гонцам приказывалось ездить только по определённым дорогам, делалось большое различие между гонцом и княжескими чиновниками, путешествовавшими по своим делам. Гонцу, у которого не имелось соответствующего удостоверения, можно было лошадей не давать.

Организованная система сообщений, т. е. ямская гоньба, возникла значительно позднее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *