Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        11 августа 2017        30         Комментарии к записи Похищение женщин и свадьба отключены

Похищение женщин и свадьба

Формой, связанной с заключением брака, может являться похищение женщины. Согласно старому, ставшему весьма распространенным взгляду, похищение якобы было самой ранней и первоначально, так сказать, «нормальной» формой заключения брака. Это, как и вообще распространенный взгляд на бытность, и значение похищения в истории брака, оказывается совершенно неверным. Похищение женщин, разумеется, могло существовать эпизодами в весьма давние времена, в частности — хищение женщин из чужих племен. Внутри племенное похищение всегда являлось противоправным деянием, за которым следовала негативная реакция и, вследствие этого, не могло являться каким-то общественным порядком.

О похищении женщин при матрилокальном поселении говорить не приходится. С переходом к патрилокальности похищение могло иметь место тогда, когда родственники женщины или она сама не желали нарушить традиционную матрилокальность. Однако и в подобных моментах похищение происходило скорей с согласия самой похищаемой. Во всяком случае, этнографические данные утверждают, что рассматриваемый способ для заключения брака являлся лишь исключением и совсем не имел такого широкого распространения, как это обычно изображалось.

Ко времени моногамии с прочной патрилокальностью развивается обрядовое оформление брака, вырастающее в сложную церемонию свадьбы. У некоторых народов свадьба остается все же довольно простой, сводясь обыкновенно к двум актам: формальному заключению брака и переходу — обычно перевозу — невесты в дом жениха. Акты эти сопровождаются обменом подарками, внесением вина, свадебным пиром, празднеством и пр. В развитом патриархальном строе свадьба развивается в длительный, иногда растягивающийся на ряд лет цикл многообразных обрядов и церемоний, имеющих и актовое и символическое содержание, отражающих различные моменты из истории брака, имеющих форму определенного драматического действа, где имеются инсценировки, танцы, игры, музыка и пение и т. д., с участием конкретных действующих лиц и всех ближайших родственников жениха с невестой. Центральным актом свадьбы остается перевоз невесты в дом жениха, а основным мотивом — переход к прочному патрилокальному поселению в другой уже семье и другом роде. Этот именно мотив отражает длинный ряд обрядов и церемоний свадебного цикла, реально или символически выражающих отрыв женщины от своих родичей и собственного дома, потерю своей девичьей свободы, переход ее к «чужим», под власть мужа и его родни.

Ряд сюда относящихся церемоний и обрядов имеет форму инсценируемого насилия над невестой и ее родней со стороны жениха и его «дружины». Форма эта дала повод для весьма распространенного, однако совершенно произвольного и неверного понимания этих обрядов, как и ряда иных моментов свадьбы, в качестве «пережитков похищения», тогда как на деле все они отражают исполненное для женщины драматизма нарушение матриархальной традиции и переход в другую семью, к «чужим». Наконец, в значительной своей части свадьба имеет характер празднества, знаменующего союз двух семей и родов, что и выражают некоторые термины: древнерусское «радость», украинское «весiлле» и др.

В общем, свадьба представляет собой яркое и красочное произведение народного творчества, и свадьбе каждого народа присущи своеобразные и самобытные черты.

Остается упомянуть, что е переходом к моногамии значительно затрудняется расторжение брака.