Техника живописи и скульптурные приемы        10 июня 2013        51         0

Правдивое отображение внутреннего мира человека

Мастера деревянной скульптуры отдали много сил изображению человека-страдальца. Показательно, что даже образ нежно любящей матери с младенцем на руках, так распространенный в древнерусской иконописи, в скульптуре совсем не разрабатывался.

Деревянная скульптура, будучи церковной по сюжетам и назначению, отнюдь не ограничивалась отображением религиозной догмы. Наоборот, в изваяниях много характерных черт, навеянных жизнью простого человека той поры.

Уже самое очеловечивание Христа и «святых» снижало их до уровня простых людей. Скульптуры «Сидящего Христа», «Распятия», скорбные женские фигуры полны драматического содержания. Оно напоминает о страданиях и тяжкой участи крепостного люда, о мучениях его лучших представителей, о трагической судьбе бесправных людей, о стремлениях обездоленного народа к справедливости и гуманности.

Но эту ценную положительную особенность не следует безмерно преувеличивать. В скульптурах проявляются, порой очень отчетливо, и религиозные стороны.

В деревянной скульптуре образы страдальцев порой наделены духом покорности и смирения.

Конечно, в культовых деревянных статуях в той или иной мере сказался античеловечный дух религиозных нравоучений. Религия ведь никогда не звала угнетенных подыматься на борьбу против угнетателей, а учила людей рабству, подчинению господам. Церковь призывала к отречению от интересов жизни на земле ради якобы «спасения души» и получения небесного блаженства на том свете.

Религиозные представления способны останавливать познание человека на чувственной стадии и уводить его в сторону от раскрытия разумом существа действительности.

Какие же иллюзии утешения несли скульптуры крепостным людям?

Страдания, лежащие в основе религиозного чувства, воплощены в изваяниях как ужасные для человека. К ним нельзя отнестись безучастно. Святые, особенно распятый Христос, хотя и представлены, как те же люди, но только показаны они более сильными.

Понятно, что их бессилие и беспомощность в изображенных условиях, их унижение и покорность страшной участи могли быть примером для утешения крепостного люда в его тяжкой жизни. Но такой призыв к примирению со страданием, к смирению — это утешение, желательное церкви, угнетателям.

Как показал обзор скульптур, в них наблюдается разнообразие психологических состояний и настроений. Одни — со значительной церковной основой — вызывали чувство безысходности, неизбежной покорности, а другие, в которых церковная каноничность оттеснена человеческими земными началами, вели к окрыляющим ощущениям, наталкивали на добрые мысли.

В статуях изможденного страданием человека и в других изображениях крылись и увлекали людей возвышающие человека качества: способность к самопожертвованию и подвигу, жажда справедливости, лучшей жизни, надежда на равенство людей и т. п.

Прекрасная цель руководила одаренными творцами скульптуры. Они стремились, не замыкаясь в религиозной догматике, сделать произведения глубоко человечными, правдиво передающими наблюденную реальность. Такое искусство приобщало людей к познанию живой действительности. Достижения резчиков в развитии искусства ваяния были значительны. Создание самобытных запоминающихся скульптур, выполнение их в крупном масштабе (в человеческий рост) потребовало большого творческого труда. Резчикам стало по силам решение многих изобразительных задач: пластическая характеристика разных форм и материалов, анатомическая верность человеческой фигуры, исполнение изображений с типичными движениями, создание образов, наполненных глубоким смыслом.

Наравне с искренним выражением чувств идут искания сильной экспрессии. Ряд мастеров достигает успеха в правдивом отображении внутреннего мира человека. Такие крупные шаги были сделаны в процессе развития реалистических начал в деревянной скульптуре XVIII века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *