Техника живописи и скульптурные приемы        01 августа 2012        61         0

Правдивый образ скульптур

Египет

Уже на статуях вельмож III династии, среди которых имелись и сидящие, и стоящие фигуры. заметен несомненный прогресс по сравнению со скульптурами Раннего царств; лучше проработаны лица и тела, тщательно переданы локоны париков, браслетов, образнее становятся одеяния и атрибуты.

Однако всем этим скульптурам еще свойственны известная скованность и недостаточное соблюдение пропорций.

Зато уже в начале царствования Хеопса были созданы такие действительно замечательные памятники, как скульптуры сына Снофру Рахотепа и его жены Неферт.

Правдивый образ скульптур

 Статуя Рахотепа. Известняк.

Правдивый образ скульптур

Статуя Неферт. Известняк.

Эти статуи справедливо считаются вместе со статуей зодчего Хемиуна и бюстом царского сына Лиххафа не только лучшими произведениями времени IV династии, но и вообще одними из наиболее выдающихся памятников древнеегипетского искусства. Обе статуи были найдены в мастабе Рахотепа в Медуме. Рахотеп и Неферт изображены сидящими на кубообразных тронах. Руки Рахотепа сжаты в кулаки, левая лежит на колене, а правая прижата к груди. На нем надето короткое опоясание, на шее висят зеленая бусина и серого цвета амулет, нанизанные на белую нитку, выделяющуюся на окрашенном кирпично-красной охрой теле. Волосы и усы — черные, глаза инкрустированы: в серебряные орбиты встаплены белки из алебастра и зрачки из горного хрусталя.

Скульптор прекрасно передал индивидуальные черты Рахотепа — выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы. Хорошо проработанные складки на переносице и около рта и выразительные глаза придают большую живость лицу.

Неферт одета в обычное для данного времени узкое, облегающее фигуру платье с широкими лямками, поверх которого накинут легкий плащ. Несмотря на двойное одеяние, формы тела Неферт отчетливо ощущаются, так же как и скрещенные под грудью руки. На шее у нее надето ожерелье, на голове — короткий пышный парик, поверх которого повязана белая лента с разноцветными розетками и лотосами. Глаза, как и у статуи Рахотепа, были инкрустированы, и вся скульптура расписана: тело покрыто желтой охрой, волосы и брови окрашены черной краской, одежды — белой, бусы — синей, зеленой и красной, как и детали головной повязки. Хорошо передан характерный овал лица, индивидуальный рисунок бровей и рта.

Рамка из черных иероглифов, четко выступающих на белом фоне высоких спинок тронов статуй, удачно оттеняет фигуры и придает памятникам определенную законченность.

Статуи Рахотепа и Неферт являются наглядным свидетельством роста мастерства скульпторов первой половины IV династии, полностью овладевших передачей человеческой фигуры и сумевших создать произведения, производившие еще небывалое в египетской скульптуре впечатление жизненности.

Также при Хеопсе, но несколько позже скульптур Рахотепа и Неферт был создан еще более выдающийся памятник — статуя зодчего Хемиуна.

Правдивый образ скульптур
Статуя зодчего Хемиуна. Известняк.

Рассматривая его мастабу, мы указывали, что Хемиун был старшим сыном Нефермаата, сына фараона Снофру. Таким образом, Хемиун приходился внуком Снофру и племянником Рахотепу и Хеопсу.

Мы уже видели, что Хемиун, руководивший строительством пирамиды Хеопса, построил для себя одну из крупнейших и интереснейших мастаб в некрополе Гизэ.

Не удивительно, что он смог привлечь для создания своей заупокойной статуи лучшего скульптора из подчиненных ему царских мастерских.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *