Техника живописи и скульптурные приемы        05 апреля 2013        47         0

Преобразование материала

Человек в гораздо более ранние эпохи, чем время оформления его изобразительной деятельности, уже умел работать, преобразовывая такой материал, как кремень или кварцит, в желаемую, экспериментально выработанную форму. Некоторые исследователи полагают, что точность в выработке форм каменных орудий уже свидетельствует о некоторой степени «художественных» восприятий. Это вполне допустимо, считая, что термин «художественное» необходимо было бы в этом случае заменить иным, более соответственным среде и времени.

Во всяком случае, приходится признать наличие большого периода времени работы над материалом в производственном направлении перед тем, как оформилась изобразительная деятельность. Преобразование материала, придание ему желаемой формы — не могло еще послужить началом изобразительной деятельности, но оно легло в основу, послужило необходимой предпосылкой.

Основной вопрос все же сводится к ассоциированию некоторой изобразительной условности — с формами реальными или иными, совершенно по природе своей отличными от графической условности их выражения. Мы знаем, что этот «мост» далеко не всегда может быть наблюдаем даже сейчас. Нам приходилось наблюдать не один раз, как отсталые в культурном отношении крестьяне не воспринимали своего собственного изображения на фотографическом снимке. Они не могли построить того «моста» от условной формулы к реальности, о котором мы сейчас говорим.

Совершенно такое же отношение к изображению мы имели случай наблюдать у папуасов, привезенных в Европу. Мы принесли им книгу и показали прекрасные воспроизведения их жилищ, но папуасы этого не поняли; они осязали книгу с разных сторон, как некоторый предмет, совершенно не воспринимая изобразительного значения иллюстраций.

Говоря о значительных достижениях древнейшего человека в умении преобразовывать такой материал, как кремень, и придавать своим изделиям целесообразную форму, мы и здесь непременно должны иметь в виду, что и это является лишь некоторой проекцией известных достижений, за которой мы должны допускать всю полноту и разнообразие эксперимента в работе над материалом всякого рода, вплоть до черчения пальцами по мягкой глине, размазывания естественными красящими материалами по какой-либо среде и проч. Подобные древние образцы, между прочим, нам известны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *