Обработка металла        26 июня 2012        60         0

Приемы изготовления украшений

ukrasheniya-indiyaИндия

Несмотря на то, что в каждом районе Индии известно великое множество приемов изготовления украшений и их форм, все же некоторые области страны прославились выдающимися достижениями в определенных отраслях ювелирного дела. Так, в Раджастхане вырабатывают лучшие в Индии изделия, украшенные цветной выемчатой эмалью в комбинации с серебряным и золотым узором и драгоценными камнями; мастера Ориссы создают непревзойденные по своей тонкости филигранные украшения из чистого серебра с добавлением только одной весовой части свинца (в этой работе с тонкой, как нитка, проволокой широко используется детский труд, так как руки самых искусных взрослых ювелиров считаются недостаточно чуткими для изготовления паутинно легких сплетений); в городах Бидар и Бенгалуру делают украшения стиля бидри — черные с серебряным узором; в Кашмире изготовляют серьги, кольца, подвески, части браслетов и другие вещи в своеобразной технике — оправу, а точнее, форму из латуни заполняют асфальтообразной массой и в нее вдавливают осколки бирюзы, зашлифовывая затем поверхность изделия; на юге есть много центров изготовления, богато орнаментированных в традиционной манере золотых украшений, часто с добавкой драгоценных камней и жемчуга (эмалью на юге не пользуются), и т. п.

Труд ювелиров в индийском обществе всегда высоко ценился и хорошо оплачивался. Даже в наши дни во многих местах имеются ювелиры, работающие на храмы,- они изготовляют украшения и драгоценные одежды-футляры для статуй богов. Прежде таких ювелиров было гораздо больше, причем храм, помимо оплаты деньгами и натурой, нарезал ювелиру за его труд землю, которая не могла быть отчуждена, пока семья ювелира выполняла свои обязанности; в новое время его труд оплачивается только деньгами. Следует сказать, что индийские храмы являются хранилищами несметных сокровищ, так как в течение многих веков верующие, по традиции, приносили драгоценности в дар богам ради свершения своих молитв и желаний. В дни проведения храмовых праздников жрецы надевают драгоценные уборы на изваяния богов, и паломники могут видеть эти сверкающие украшения.

Храмы долго безраздельно владели своими сокровищами, и только в 50-х годах прошлого столетия после длительных дебатов парламент независимой Индии принял закон, поставивший эти богатства под контроль государства.

В деревнях ювелир обычно проводит все операции по изготовлению украшения сам или с помощью членов своей семьи. В городах же одно украшение часто проходит через руки нескольких мастеров один — заготовку, другой полирует изделие, третий наносит на него гравированный узор, четвертый украшает его камнями, а пятый, если изготовляется ожерелье или любое другое изделие, состоящее из нескольких частей, нанизывает или соединяет эти части вместе и делает застежку. Эти связи традиционны и редко нарушаются.

Технология же изготовления сложнейших ювелирных изделий чрезвычайно проста. Ручной труд применяется почти повсеместно и в выработке металлических заготовок или частей изделия, и в их доводке и нанесении орнамента, и в шлифовке драгоценных камней.

Горном служит глиняный горшок, огонь в котором поддувается ртом через трубку, тиглем — чашечка из огнеупорной глины, имеющая длинную ручку и носик. Расплавленный металл сливается из тигля в узкий лоток, где образуется длинный тонкий слиток, который легко резать на части требуемого размера. Маленькая наковальня, несколько молоточков разных размеров, несколько пар щипцов и пинцетов, волочильная доска с отверстиями разных калибров, медный брусок с полусферическими мелкими выемками разного диаметра (для выковывания половинок бубенчиков), формы для ковки, штампы, резцы и чеканы — вот основное оборудование мастерской ювелира. Если он делает филигранные изделия, ему необходимы еще железные спицы, на которые навивается проволока, и пластинки слюды, на которых пинцетами формуется, а затем спаивается изделие. Из химикатов чаще всего употребляются бура в качестве флюса при плавке металла, сок кожуры манго — для очистки поверхности изделия, а для полировки и придания ему окончательного блеска — поваренная соль и соли аммония, квасцы и тончайшая пыль красного цвета, добываемая в Индии и известная под названием «маникрет».

Несмотря на простоту применяемого оборудования, индийские ювелиры и в наши дни поддерживают сопровождавшую их в течение многих веков славу лучших ювелиров мира, и их изделия с каждым годом пользуются все большим спросом на международном рынке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *