Теоретические вопросы        19 октября 2012        60         0

Примитивный торговый обмен

Найденные археологами в глубоких слоях изделия и материалы, привели к мысли о существовании в далекой древности примитивного торгового обмена. Одновременно с этим были обнаружены многочисленные черты сходства между орудиями, глиняными сосудами, произведениями искусства и гиероглифическими надписями, добытыми во время раскопок в самых различных странах Востока.

Ученые обычно объясняли такого рода факты переселениями (миграциями) народов, что, по их мнению, приводило к покорению культурно отсталых племен более цивилизованными и более сильными народами, приносившими в завоеванную страну свою более высокую культуру. Многие специалисты, критикуя эту «теорию миграций», тесно смыкающуюся с реакционной расовой теорией, особенно в тех случаях, когда факт миграции или завоевания не мог быть доказан ввиду отсутствия точно установленных исторических фактов и главным образом письменных данных, противопоставляли — «теории миграций» несомненный факт самобытного культурного развития древних народов. Конечно, этому не противоречат отдельные заимствования культурных достижений других народов, что объясняется ранним появлением примитивного торгового обмена, тесно связанного с многочисленными войнами.

Возникновение рабовладельческой эксплуатации, углубление классовых противоречий требовали создания государственного аппарата власти, который бы обеспечивал богачам возможность использования труда рабов и бедняков. Так, основные исторические факты неизбежно приводят к установлению основных закономерностей развития древнего общества.

Наряду с этим было бы интересно проследить появление древнейших гиероглифических знаков, которые использовались в древнейшие периоды для обозначения тех должностных лиц, которые должны были следить за оросительными работами. Очевидно, в период разложения первобытно общинного строя это были еще представители общинных властей, впоследствии превратившиеся в царских чиновников.

Очень большое значение придается возникновению и древнейшему развитию металлургии, что произвело целый переворот в технике и экономике того времени. Подробно описываются древнейшие формы металлических изделий (орудий и оружия) и начальные этапы в развитии металлургической техники, при описании культуры того или иного древнего народа постоянно отмечаются специфические отличия, но в то же самое время устанавливаются и типологические черты сходства. Так, например, указывается на то, что в Древнем Египте в герцейский период появляется «более ясное представление о принципах настоящей металлургии», которые начинают применяться на деле, в то же время отмечается, что некоторые черты, в частности способ укрепления орудия в рукоятке, дают возможность «отличать египетские традиции в области металлургии от месопотамских».

Развитие металлургии в Нильской долине приводило к возникновению древнейшей торговли. Основываясь, на целом ряде конкретных фактов, археологи устанавливают несомненное наличие экономических и культурных связей древнейшего Египта с Восточной пустыней, с Синайским полуостровом, с Северной Африкой и даже с другими странами. Эта тема могла бы быть развернута значительно шире, но и те факты, которые приводятся, дают возможность установить существование примитивного торгового обмена в эпоху, непосредственно предшествующую возникновению древнейших государств в странах Востока.

Существенно, важным историческим фактом является наличие торгового обмена у самых разнообразных народов древневосточного мира. Удается довольно убедительно показать, что торговые нити связывали многочисленные народы Древнего Востока. Так, например, даже древние племена, населявшие Северную Месопотамию, в частности в районе распространения халафской культуры, привозили раковины с берегов Персидского залива и доставляли обсидиан из северных областей, расположенных близ озера Ван, возможно в Шамирамальти. Больше того, делается смелая попытка установить факт наличия торговых связей между Северной Индией, Средней Азией, Месопотамией и Египтом. Мы имеем конкретные свидетельства о существовании к 2500 году до н. э. обширной торговой сети, охватывающей всю территорию от Тигра до Инда и Окса и на запад — от Евфрата до самого Нила. Именно этим можно отчасти объяснить те черты сходства, которые позволяют сближать отдельные памятники материальной культуры, найденные на обширной территории, расположенной между Индом и Нилом.

Такое развитие экономики должно было привести к крупному социально-экономическому перевороту. Неоднократно отмечается, что именно в этот период происходит накопление богатств в одних руках и появляется деление общества на более богатых и более бедных. Все эти технические и экономические достижения способствовали росту благосостояния Египта герцейского периода. Но возможно, что богатства распределялись теперь менее равномерно, чем прежде. Различия в величине и убранстве могил заставляют предполагать разделение членов общин, по меньшей мере, на более бедных и более богатых. Так, в поселениях халафской культуры были обнаружены подвески с вырезанными на них геометрическими орнаментами. Предполагается, что эти своеобразные «печати», наложенные на комок глины, использовались для утверждения «права собственности владельца печати на содержимое тары… В таких случаях это могло бы обозначать, что приобретение «богатств» и товарообмен уже практиковались и поощрялись обществом».

Конечно, процесс накопления богатств, появление имущественного неравенства, начатки классового расслоения, возникновение рабства и рабовладельческой эксплуатации можно бы показать гораздо ярче и полнее, если использовать шире древнейшие письменные источники, а также данные языка и древней письменности, которые ярко иллюстрируют процесс нарастающего классового расслоения. Но даже опираясь лишь на чисто археологический материал и ограничившись рамками историко-археологического исследования, типичного для современной западно-европейской науки, все же делается значительный и смелый шаг вперед, указав на то, что обогащение и связанный с ним товарообмен «общественно поощрялись».

Вопрос о появлении древнейшего классового государства в странах Востока является одним из сложнейших вопросов древней истории. Вполне естественно, что один только археологический материал совершенно недостаточен для того, чтобы всесторонне осветить эту сложную проблему, проследить процесс образования государственной власти и вскрыть его причины. Для этой цели необходимо использовать разнообразные письменные источники, сохранившиеся главным образом на территории Египта и Месопотамии. Однако, основываясь почти исключительно на археологических материалах, на результатах раскопок, на памятниках материальной культуры и произведениях искусства, приводится целый ряд интересных фактов, иллюстрирующих процесс возникновения государственной власти в странах Востока. Так, например, подробно описывая и внимательно анализируя погребения вождей додинастического Египта и гробницы древнейших египетских фараонов, показывается постепенное увеличение размеров гробниц, возрастающую их пышность и роскошь, наличие человеческих жертвоприношений, сложный заупокойный ритуал и сопоставляются все эти факты с древнейшими произведениями искусства, на которых сохранились изображения древнейших фараонов. Особенно существенно то, что подчеркивается военный характер древнейшей царской власти. В то время происходили военные столкновения с «целью захвата скота, земли или другой добычи», на что указывают, в частности, «укрепления вокруг городов и деревень».

Письменные указания источников не дают никаких оснований для предположения о том, что форма царской власти в Месопотамии была заимствована из Египта. Наоборот, анализ источников показывает, что царская власть возникла в древнейшем Шумере вполне самобытно, причем можно даже проследить процесс ее развития. Что же касается до сакрального характера царской власти в Шумере и в Египте, то в этом следует видеть типичную черту древневосточной деспотии, которая во всех странах древневосточного мира основывалась на идеологии обоготворения царя и царской власти и широко использовала для этого религию и искусство.

Нельзя признать правильными и предположения, что «египетские писцы заимствовали каким-то образом в Шумере идею наделения пиктограмм фонетическим значением» и что парус был заимствован египтянами у шумерийцев. Изучение древнейших египетских надписей архаического периода, а также всех изображений этого времени с несомненностью показывает, что египетская письменность возникла и развивалась в Египте вполне самостоятельно и что парусные лодки и корабли появились в Египте независимо от каких-либо иноземных влияний. Природные условия в Дельте и в долине Нила требовали уже в глубокой древности широкого использования водного транспорта, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в Египте уже в архаический период появились парусные лодки и корабли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *