Передвижение и транспорт        16 ноября 2016        57         0

Проекты воздушных кораблей

plany-napoleona

Карикатура 1802 г. на планы Наполеона покорить Англию любыми средствами. Аэростаты типа «розьер» с подогревом нижней цилиндрической части.

Освободительные войны революционной Франции конца XVIII века сменились при Наполеоне завоевательными войнами со всей Европой. Один трон рушился за другим, и на смену прежним королям усаживались родственники и свойственники всесильного французского императора. Чтобы добиться полного властвования в Европе, Наполеон во главе 600 000-й армии предпринял в 1812 г. поход на Москву.

Более слабая и хуже организованная армия России была вынуждена отступать. Правящие классы царской России, боявшиеся своего народа и не верившие в оборонную мощь страны, искали способов остановить наступление «злодея», пока он не успел поднять крестьян против помещиков. Для устрашения и поражения неприятельских армий придумывались и изыскивались самые невероятные проекты воздушных кораблей. В числе таких предложений был проект немецкого механика Леппиха — создать эскадру воздушных кораблей.

Начало этого дела похоже на главу из приключенческого романа.

Ранней весной 1812 г. к русскому посланнику Алопеусу при дворе вюртембергского короля в гор. Штутгарте явился немецкий механик Леппих и рассказал ему такую историю. Он, Леппих, издавна занимается изобретательством. Познакомившись с работами австрийца Дегена, который делал опыты с крыльчатой машиной для летания человека, Леппих увлекся этой мыслью и стал наблюдать за полетами птиц. Ему показалось, что способ Дегена не годится, что надо делать как-то иначе. Он купил в Париже потрепанный баллон, приладил к нему крылья собственной конструкции и стал их испытывать в воздухе.

По его словам, он маневрировал в воздухе в течение трех часов, делая по желанию подъемы, спуски и повороты в любом направлении, двигаясь даже против ветра. Ему удалось заинтересовать своими опытами вюртембергского короля, который поручил ему в уединенном месте в Тюбингене начать постройку воздушного корабля для использования его в армии.

Далее Леппих поведал под большим секретом, что один из министров Вюртемберга стал оказывать ему денежную помощь, имея ввиду по окончании постройки корабля улететь на нем в Англию, чтобы там построить за счет английского правительства целую воздушную эскадру для свержения наполеоновского ига. Сам же Леппих пришел к выводу, что лучше осуществить такой проект в России. Он опасается агентов Наполеона, которые знают о его работе, следят за ней и намерены похитить его машину, как только она будет готова.

Алопеус получил положительный отзыв о работах Леппиха от известного швабского механика, который якобы три месяца наблюдал за работой и нашел, «что ожидать можно от оной последствий самых дивных». Поддавшись уверениям изобретателя, посол поверил даже тому, что Леппих может построить в три месяца пятьдесят воздушных кораблей, лишь бы ему дали уединенное место, мастеровых и нужные материалы. А каждый корабль,— соблазнял изобретатель, — будет поднимать по 40 человек и груза по 5,5 тонн, например, ящики с порохом. И говорить нечего, что с такой мощной эскадрой можно будет уничтожать целые армии противника!

Увлеченный Алопеус решает подкупить и склонить на свою сторону вюртембергского министра, задержать постройку аэростата и уничтожить уже построенные части, а Леппиха с несколькими его подручными, снабдив подложными паспортами, отправить в Россию. О своих предположениях Алопеус письмом извещает царя Александра и просит его утвердить план и ассигновать деньги на расходы.

Но пока гонец с письмом был в дороге, король вюртембергский, опасаясь политических осложнений из-за тайно строящегося Леппихом аэростата, приказал прекратить работу, а Леппиху оставить страну в десятидневный срок. Не имея возможности ждать ответа царя, Алопеус выдал Леппиху паспорт на имя доктора Шмита и направил его в Россию.

В Воронцове, подмосковном селении «доктор Шмит» под надзором фельдъегерьского прапорщика стал тайно работать якобы по изготовлению новых артиллерийских снарядов. Надзирателя к нему приставили на всякий случай по совету Алопеуса: «Художник сей (Леппих), будучи как дитя откровенен и добр, удостоверить желанием пылает любопытствующих в тайнах, открыть которые он сам имел счастие. Сия нескромность делает нужным установления над ним некоторого рода частного надзора по совершению конца работ».

Когда из-за границы прибыли еще семь подручных Леппиха, то при отправлении их в Москву царь Александр поручил наблюдение за делом главноначальствующему в Москве Растопчину. При этом особо подчеркивалась необходимость «сохранять непроницаемую тайну». Это соблюдалось до такой степени, что о работах Леппиха не был извещен даже предшественник Растопчина, который находился будто бы под французским влиянием. Сам же Растопчин просил Александра I посылать ему все письма по этому делу с нарочным, чтобы скрыть тайну от московского почт-директора, известного либерала Ключарева, который, по мнению Растопчина, распечатывает и читает важные письма. Особо тщательно подбирали рабочих. Прибывшие из-за границы были направлены к Леппиху кружным путем, без остановки в Москве, а для найма шести новых мастеровых был специально послан фельдъегерь в Петербург. Таким образом, никто из рабочих не имел знакомых среди московского населения.

В лице Растопчина Леппих нашел второго поклонника, не менее доверчивого, чем Алопеус.

Изобретателю не отказывали ни в чем… Рабочие, лучшие материалы, деньги — все было к его услугам. Стоимость первого корабля, назначенная по смете в 20 000 руб., скоро возросла до 72 000. Но работы все не были закончены, и было израсходовано еще 40 000 руб., «пожертвованные» двумя купцами.

С приближением назначенного Леппихом срока окончания постройки обсуждались вопросы, как использовать корабль на войне, каков должен быть экипаж и как надо его подготовить к работе крыльями, наконец, — как перелететь к ставке главнокомандующего армией Кутузова.

Наступил август 1812 г.

Наполеоновская армия Смоленск уже заняла и продвигалась к Москве. Понимая, что постройку грандиозного корабля закончить невозможно, Леппих начал поспешно подготавливать воздушный шар с учетом пятерых человек, для испытания на нем работоспособность крыльев. Не удался у него и этот опыт. Вместо планируемых 10-ти часов, наполнение газом баллона происходило трое суток, поднять же он мог только всего двух человек. При испытании крылья действовали, конечно, ничтожно слабо, а использованные в них рессоры постоянно ломались.

Испытание проходило 26 августа в день Бородинского сражения. До того за 4 дня, ожидая опыт, Растопчин приоткрыл тайну и сообщил о скором конце постройки крупного воздушного корабля, способного вместить 50 человек. Но когда стало понятно, что из работ Леппиха не выходит ничего толкового, обескураженный неудачей и, опасаясь немилости царя Растопчин в своем донесении Александру I обзывал Леппиха «шарлатаном, сошедшим с ума»…

1 сентября, накануне вступления в Москву французов, Леппиха отправили с фельдъегерем в Петербург, а рабочих с баллонным имуществом и изготовленными частями на 130 подводах переправили в Нижний Новгород. Гондола же большого корабля и другие громоздкие части были сожжены на месте.

В Петербурге доверие к Леппиху поколеблено не было. Ему снова отвели участок в Ораниенбауме, дали рабочих, материалы, и он возобновил постройку воздушного корабля. Больше года еще Леппих строил, испытывал крылья и обещал прилететь на своем корабле из Ораниенбаума в Петербург и в штаб действующей армии, когда она пошла на Париж.

Но испытание пробного воздушного шара, назначенное на первые числа ноября 1812 г., не могло состояться из-за того, что оболочка не держала газа (Леппих винил в этом мороз и непогоду). Испытание в апреле 1813 г. тоже ничего не дало. В сентябре 1813 г., через год после начала работ, обследование установило, что Леппих испытывал свои крылья в корзине воздушного шара только на привязи и лишь на высоте 10—12 м. Хотя после этого обследования Шмит-Леппих был аттестован, как шарлатан, ему все еще продолжали некоторое время отпускать деньги.

Конец истории Леппиха точно неизвестен — то ли его выслали, то ли он бежал за границу. В общем на его «изобретение» было израсходовано около 200 000 руб.

По сохранившимся материалам можно представить себе воздушный корабль по проекту Леппиха.

upravlyaemyi-aerostat-leppiha

Управляемый аэростат по проекту Леппиха 1812 г.

Длинная гондола крепиться должна была к баллону посредством деревянных рам. В гондоле, или на раме при баллоне устанавливались крыльчатые весла. Весла после рабочего хода пружинами отводились назад. Работать этими веслами вручную должен был экипаж корабля.

По ходу работ выявилось, что Леппих совершенно не был сведущ ни в газодобывании, ни в искусстве наполнения баллонов газом, ни даже в простом подсчете подъемной силы. Еще более безграмотными были его оценки возможности двигаться в воздухе при помощи механических крыльев. Таким образом, изобретатель не дал, да и не мог дать, решительно ничего нового, сравнительно с тем, что до него многократно испытывалось во Франции. Только очень розовые надежды его сильных покровителей в поисках каких-то исключительных средств для борьбы с армией Наполеона и их стремления к собственному возвеличению могли питать такое предприятие.

Вся затея с изобретением Леппиха показывает, как мало разбирались тогда люди в вопросах общей техники и, в частности, в воздухоплавании. Изобретатель, пусть даже очень искусный механик, но сам никогда не летавший и ничего не понимающий в вопросах аэростатики, заявляет, что в три месяца построит воздушную эскадру, которая будет громить противника. И ему верят на-слово и дают деньги, не требуя предварительно хотя бы простейших опытов! Так прочно верили в изобретательность иностранцев.

Сам Леппих, как изобретатель-энтузиаст, мог тоже искренно заблуждаться, упрощенно смотря на технические вещи, в которых он разбирался не больше, чем его окружающие. Вряд ли можно утверждать, что он был злонамеренным обманщиком.

«Непроницаемой тайной» для Леппиха и всех его современников были основные законы аэромеханики, вскрытые значительно позднее. А без выявления их никакие таланты и ни коим образом не могли иметь успеха в постройке воздушных кораблей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *