Техника живописи и скульптурные приемы        10 августа 2012        69         0

Профессиональная специализация

Египет

Наряду с именами древнеегипетских мастеров, сохранились сведения о их профессиональной специализации и общественном положении. Статуи и рельефы делали скульпторы — «кести», что в переводе означало, видимо, первоначально «резчик по кости»; позже появляется и наименование «санх» — «оживляющий». Настенные росписи, первоначальные наброски для рельефов и раскраску скульптур производили живописцы, называвшиеся «сеш» — «писец» и «сеш-кедут» — «писец образов». По-видимому, разница между ними заключалась в том, что сеш-кедут рисовал все контуры фигур, а сеш их расписывал, однако строгого разделения художников на эти две группы не было, так как иногда один и тот же человек имел оба звания, а иногда весь процесс росписи выполняли только сеш-кедуты.

Общественное положение крупных скульпторов и живописцев, руководивших мастерскими, было достаточно значительно, хотя они и не занимали столь высоких постов, как зодчие. Среди мастаб царских родичей и знати находились и гробницы ряда начальников скульпторов — Анхи, Рахотепа, Каэмхесета, Седуага, Руабена, Нии. Двое из них — Анхи и Рахотеп принадлежали к царскому роду. Номарх 14-го нома Пепианх-хериб, бывший везиром, указывает среди своих званий и то, что он был сеш-кедут — рисовальщик. Многие мастера имели жреческие звания. Руководитель рисовальщиков Каэмченент был жрецом-херихебом; он изображен в головном уборе и перевязи херихеба во главе процессии в гробнице Пепианха в Меире. Автор рельефов мастабы Неферсешемптаха в Саккаре — Птахшепсес имел звание спутника и скульптора царя.

Такое положение ведущих мастеров понятно, так как они должны были получать достаточное образование, чтобы надлежащим образом оформлять стены храмов и усыпальниц, то есть выбрать и соответственно расположить композиции, составить надписи. Эти люди имели доступ к хранилищам храмовых библиотек, как это видно хотя бы по надписи живописца Меси, работавшего в гробнице везира Анхмахора. В этом отношении особенно интересны два рельефа, изображающие художника сидящим у мольберта, на котором поставлена, видимо, доска или укреплен лист папируса. Первый рельеф имеется в гробнице везира Мерерука, второй — в гробнице видного придворного Ихехи.

Профессиональная специализация
Художник за мольбертом. Рельеф из мастабы Мерерука.

 

Художник составляет эскиз сцен из жизни природы в течение трех времен года. К сожалению, имена рисующих не сохранились, поэтому трудно сказать, кто здесь показан — владелец ли гробницы или мастер, декорировавший ее и запечатлевший себя за подготовкой к ответственному поручению, которым он особенно гордился — созданию рельефов для царского солнечного храма. Однако в любом случае перед нами мастер, подготовляющий эскиз большой композиции, а следовательно, хорошо знакомый с находившимися в библиотеках храмов или дворцов материалами для подобных произведений. Не случайно и владелец упомянутой гробницы, везир Мерерука, имел звание «писца божественных книг».

Положение рядовых мастеров было иным; они составляли основной персонал мастерских и работали по намеченным руководящими художниками эскизам.

Обзор искусства Древнего царства касался памятников, созданных мастерами Мемфиса, столицы и основного художественного центра Египта в течение рассматриваемого периода. Однако в других местах страны также существовали старые города и строились новые. Так, до конца Древнего царства сохранял свой авторитет древний центр — Нехен; в его храм фараоны жертвовали такие шедевры, как медные статуи Пепи I с сыном и золотая группа царя, стоящего под защитой священного сокола.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *