Техника живописи и скульптурные приемы        16 декабря 2012        149         0

Происхождение рельефов

Херсонесские саркофаги

В 1935 г. в Херсонесе были найдены мраморные плиты от саркофагов с рельефными изображениями. Предварительная публикация их была включена в отчет, затем им была посвящена отдельная статья. Плиты лежали в среднем нефе базилики VI в. в качестве вымостки пола. При последующих раскопках под базиликой и в соседних кварталах оказались фрагменты от аналогичных саркофагов. Разнообразие изображений и декоративных украшений указывает, что фрагменты принадлежали многим памятникам, различающимся своими стилистическими особенностями. Однако их объединяют и некоторые общие характеристики: один и тот же материал — проконесский мрамор, одинаковые размеры плит — чередование длинных и узких торцовых стенок, сходные профили карниза, а также сюжеты изображений — эроты с гирляндами, маски Медузы. Это говорит о том, что происхождение рельефов из одного центра — с острова Проконнеса. Окончательно же они могли быть обработаны в Херсонесе местными мастерами. Здесь же были вырезаны и надписи с именами погребенных: например Дельфа — первого архонта и агоранома.

При сопоставлении рельефов и их фрагментов можно прийти к заключению, что они принадлежали примерно десяти типам, каждому из которых свойственны свои специфические черты стиля. Изображения на одних отличаются сухостью, схематизмом, плоскостностью. На других фигуры моделированы более мягко и пластично. Третьи выделяются характерными мотивами, не встречающимися на остальных плитах.

1. Наиболее сохранившейся и лучше исполненной является стенка саркофага с вакхическими масками (длина ее 2,35 м, высота 1,05 м, толщина 0,16 м). На ней представлены три эрота с гирляндами, состоящими из различных фруктов и виноградных гроздьев с листьями и усиками. Над гирляндами изображены две пары голов: слева бородатый силен и юный Дионис в венках из листьев плюща и виноградных кистей, в правой паре менада и сатир. Головы обращены друг к другу, глаза развернуты в три четверти, зрачки их исполнены пластически. Характерны у всех брови в виде веревочки, прядь волос на щеке; у силена длинная волнистая борода, очень впалые щеки и выступающие скулы. Этому рельефу стилистически близка плита с изображением Геракла. Возможно, что обе выполнены одним мастером. Как уже было отмечено, херсонесские рельефы принадлежат к восточно-греческому кругу, с памятниками которого их роднят общие мотивы и стилистическая близость. Дата рельефов (II в. н. э.) устанавливается как по эпиграфическим признакам, так и анализом художественных особенностей изображений: в частности, на голове Фемиста и на мужской голове на одном из фрагментов характерная нависшая масса волос и форма бороды близки портретам антониновской эпохи.

Происхождение рельефов

Появление большой группы мраморных саркофагов в Херсонесе во II в. не случайно. Это время экономического подъема города, развития промыслов, ремесел и торговли. Богатая знать имела возможность заказывать дорогие мраморные саркофаги. Так, например, один из погребенных, Дельф, сын Стратоника, агораном и первый архонт, был первым лицом в государстве.

При дополнительных раскопках под базиликой, производившихся с целью исследования мозаичного пола более ранней базилики и нижележащих культурных слоев, были найдены фрагменты мраморных рельефов. Судя по материалу и стилю изображений, обломки эти принадлежат саркофагам, открытым в 1935 г. Сходство в фактуре, в технике обработки мрамора, в художественной манере исполнения полное. По всем данным эти обломки можно датировать тем же временем, что и рельефы, найденные в 1935 г., т. е. концом II в. н. э. Материал рельефов — проконнесский мрамор. Известно, что и позднее, в начале средневековья, с острова Проконнеса в различные города Средиземноморья и Причерноморья, в том числе и в Херсонес, в большом количестве ввозились мраморные детали христианских храмов: колонны, базы, канители, алтарные преграды, дверные перекрытия и пр.

Описываемые ниже фрагменты являются большей частью сколами рельефных изображений и декоративных орнаментов. Поверхность их обработана мало, она неровная, с мелкими углублениями — следами от инструментов. Изображения выполнены более тщательно, но они оставлены матовыми, без полировки. Местами видны мелкие бороздки от рашпиля и углубления, сделанные буравом.

2. Происхождение рельефовОбломок рельефа — женская голова (высотой 17,5 см), утрачена правая верхняя сторона лица до середины лба и правого глаза. Сколоты губы и нос, выбоины на подбородке и на лице. Высота рельефа около 25 см. Голова имеет наклон к правому плечу, волосы над лбом показаны крупными прядями. С головы на шею спускается покрывало. Лоб низкий, глаза овальной формы, верхние веки исполнены в высоком рельефе. Уцелевшая поверхность лица и шеи обработана гладко, но оставлена матовой, без полировки. В 1935 г. найден обломок правой части головы, который, возможно, является частью данного фрагмента.

3. Обломок женского бюста (высотой 19 см), с обломами со всех сторон, имеются сколы и выбоины на лицевой поверхности. Сохранилась верхняя часть: шея обнажена, грудь задрапирована, одежда трактована косыми складками. С левого плеча спускается гирлянда, состоящая из узких листьев, с желобком посередине, на шею и грудь падают ленты. Судя по мышцам шеи, голова была обращена к правому плечу. На рельефах, найденных в 1935 г., с гирляндами изображены обнаженные эроты, здесь же видны явные складки одежды.

4. Женский торс (высотой 27 см), явно сколотый с рельефа. Сохранилась передняя часть торса, на лицевой ее стороне имеются выбоины. Торс задрапирован, складки одежды ниже пояса расходятся в стороны, выше пояса направление складок соответствует выпуклости грудей. Посередине торса вертикальный желобок. Складки выполнены схематично и плоскостно. Лицевая сторона обработана гладко, но также без полировки. Аналогичный обломок, относящийся к той же группе рельефов, был найден в 1935 г. Женские фигурки с аналогично расположенными складками одежды изображены на саркофагах, хранящихся в Константинопольском музее, которые датируются также II в. н. э.

5. Обломок рельефа от угловой части плиты — морда барана (высотой 11,5 см). Изображение головы барана было помещено на стыке двух плоскостей, расположенных под прямым углом. От головы сохранилась лишь нижняя часть: узкими дугообразными врезами обозначены ноздри, ниже врезаны линии рта в виде бороздки. Поверхность морды не полирована, на плоскостях стенок саркофага видны следы инструмента. Аналогичные изображения головы барана имеются на углах саркофага в Константинопольском музее. Саркофаг происходит из Триполи в Африке и относится ко II-III вв. н. э.

6. Часть гирлянды (длиной 32 см) — скол с рельефа мраморной плиты. Гирлянда состоит из нескольких узких рядов остроконечных листьев (по-видимому, оливковых), расположенных вдоль и переданных путем вырезки мрамора в интервалах между ними. По форме листьев гирлянда аналогична гирлянде на стенке саркофага с именем Фемиста и Василики, найденной в 1935 г.

Происхождение рельефов

7. Происхождение рельефовВиноградная гроздь (длиной 25 см). Гроздь сохранилась целиком, с черенком вверху. Форма ее близка к треугольной, две ягоды круглой формы; поверхность многих из них потерта и покрыта желтоватой патиной, что можно объяснить тем, что рельеф в течение продолжительного времени находился на воздухе.

На рельефах, найденных в 1935 г., форма виноградных кистей и ягод различна: на стенке саркофага с именем Фемиста грозди пяти частные, а ягоды продолговатые; на узких плитах с фигурками эротов грозди маленькие и ягоды мелкие; на плитах с фигурками эротов другого типа ягоды сильно удлиненной формы. Наибольшее сходство данная гроздь имеет с гроздьями на большой плите с вакхическими масками.

Кроме публикуемых фрагментов, были найдены и другие части от стенок саркофагов. На одной из них сохранились остатки шести строчной надписи. Обломок другой плиты принадлежал оборотной стенке саркофага с схематическим изображением гирлянд и розеток (заготовка, «полуфабрикат»), Совершенно аналогичные изображения имеются на двух фрагментах, найденных в 1935 г., и на оборотной стороне саркофага с изображением Федры и Ипполита, доставленного из Триполи в Сирии и хранящегося в Константинопольском музее. Это сходство лишний раз подтверждает происхождение рельефов Херсонеса из восточно-греческого мира.

Попутно необходимо коснуться вопроса о происхождении рельефов цемянкового пола под базиликой. Раскопками 1952-1954 гг. пол этот раскрыт полностью и выяснено, что к южной стене базилики V в. он примыкал вплотную, до северной же стены не доходил на 1,50 м. Если бы цемянковый пол точно соответствовал стенам базилики, то не могло бы быть сомнений в его связи с этой постройкой. А так как слой земли толщиной 0,70 м, залегавший между цемянковым подом внизу и мраморным вверху, содержал в себе керамику первых веков н. э., то вопрос о времени сооружения цемянкового пола остается не вполне решенным. Непонятно также и назначение выемки в полу, размерами 6,0 X 3,50 м, обрамленной пазами с мраморными плитками в них. К сожалению, плохая сохранность строительных остатков не дает возможности решить этот вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *