Техника живописи и скульптурные приемы        20 июля 2012        64         0

Произведения художественного ремесла времени Раннего царства

Египет

В противоположность памятникам изобразительного искусства, произведения художественного ремесла времени Раннего царства дошли до нас в большом количестве и в достаточном разнообразии. Это по преимуществу предметы быта и ритуала художественная мебель, прекрасные каменные сосуды, замечательные ювелирные украшения.

По сравнению с аналогичными вещами времени общинно-родового строя, работы ремесленников Раннего царства поражают решительным повышением техники и художественного вкуса. Хотя материалы оставались, за отдельными исключениями, примерно прежними, однако умение выявить их декоративные качества значительно возросло. Появились и новые формы, подчас сложные. В то же время массовые изделия резко отличались не только дешевизной материалов, но и общим низким качеством. Социальное неравенство рабовладельческого государства, с выделившимся художественным ремеслом, обслуживавшим только потребности господствующей верхушки общества, отразилось здесь с полной отчетливостью.

Наиболее интересны в художественном ремесле Раннего царства были работы камнерезов. Используя по-прежнему самые разнообразные породы камней, мастера расширили рамки применения камня и добились поистине виртуозной его обработки. До нас дошли каменные столики, блюда, чаши, кубки, флакончики для благовоний, сосуды для хранения масел и иных веществ. Камнерезы свободно справлялись и с изготовлением больших сосудов из цельного куска камня. Так, известен алебастровый сосуд, найденный в Абидосе, высотой в 1 м (Берлинский музей), который отличается при этом точностью линий контура и прекрасной обработкой поверхности. Широко распространены были цилиндрические сосуды из алебастра, слегка расширяющиеся кверху. Очень красивы и своеобразны порфировые каппелированные сосуды.

Поразительного мастерства достигали камнерезы в обработке больших, необычайно тонких блюд из шифера и алебастра. Некоторые блюда так тонки, что они просвечивают, и все очарование прожилок чудесного камня отчетливо ощущается. Особенно эффектны блюда из горного хрусталя из гробницы царицы Хер-Нейт в Саккаре, толщиной меньше 2 мм.

Изготовлялись и кубки. Один из них, алебастровый, был найден в Хелуане, другой в гробнице царицы Хер-Нейт; он был сделан из двух сортов камня: чашу темного шифера поддерживала подставка из розового известняка. Форма этих сосудов отличается особой изысканностью. Очень изящны и маленькие вазочки для благовоний — мраморные или из сердолика с золотыми крышками.

Иногда по форме каменные сосуды повторяли предметы аналогичного назначения, но сделанные из других материалов; в Абидосе и Саккаре были найдены подносы в виде корзин — очевидно, в подражание тому, что раньше хлеб, фрукты и другую пищу подавали именно в плоских корзинах. У некоторых сосудов на поверхности изображена рельефная сетка, благодаря чему сосуд как бы оказывался в ручном плетеном мешке; этот узор, очевидно, воспроизводил подлинные плетенки, в которых носили сосуды.

Происхождение форм некоторых сосудов трудно объяснить; таково, например, обнаруженное в Саккаре, в гробнице Сабу, очень интересное и чрезвычайно сложное блюдо с чашей посередине и с фигурными краями. Ряд сосудов воспроизводит растения. В Саккаре были найдены сосуды в виде .листьев; возможно, это было подсказано тем, что в быту пища действительно иногда подавалась на листьях. Мастера заимствовали и другие формы из окружавшей их природы, особенно привлекали к себе внимание цветы лотоса. Камнерезы создали из хрусталя и голубоватого мрамора изящные кубки в форме лотоса. Иногда такие кубки делались из разных камней — лепестки венчика из алебастра, а чашечки из темного шифера.

Умение камнерезов Раннего царства соединять различные камни и этим добиваться удачных цветовых сочетаний особенно хорошо проявилось в предметах, украшенных инкрустацией. Диск из гробницы Хемака с двумя голубями сделан из белого известняка, на фоне которого четко выделяются фигуры голубей из розового известняка; диск обрамляет ряд алебастровых ромбов, вставленных в черную пасту. Еще более замечателен диск со сценой охоты в пустыне из темно-серого стеатита, на фоне которого прекрасно видны газель, антилопа и собака, вырезанные из розоватого алебастра; вторая собака, рога и копыта газели и антилопы переданы рельефом по самому диску. Тонкость работы подчеркивается тем, что глаза животных вставлены из кусочков слоновой кости. На третьем диске, из шифера, изображена сеть с попавшими в нее двумя птицами; и сеть и птицы сделаны из алебастра и хорошо видны на темном фоне диска. Четвертый, также шиферный диск окаймлен кружками из белого известняка, вставленными в красную пасту. Пятый диск Хемака, из темного шифера, декорирован геометрическими орнаментами — тремя концентрическими кругами ромбов, вырезанных из слоновой кости, причем между ромбами внутреннего и внешнего круга вставлены треугольники из красного камня, а между ромбами средней полосы — треугольники из эбенового дерева.

Особой тонкостью отличалась обработка самоцветов, которыми украшались ювелирные изделия; браслеты, ожерелья, кольца. Образцами такого высокого мастерства могут служить ожерелье царицы Хер-Нейт из сердоликовых и золотых бус и особенно известные четыре браслета, найденные на руке от скелета около кенотафа Джера в Абидосе. Три браслета состоят из различных по величине и форме бус, бирюзовых, аметистовых, лазуритовых и золотых, очень удачно чередующихся между собою. Четвертый браслет имеет несколько более торжественный и официальный характер: он состоит из бирюзовых и золотых плакеток в форме фасада дворца, увенчанного фигурой сокола.

Уже на примере упомянутых браслетов видно, с каким мастерством ювелиры Раннего царства изготовляли изделия из золота — достаточно взглянуть на центральную золотую розетку одного из браслетов. Лучшими образцами золотых вещей являются тончайшей работы амулеты в виде антилопы и быка и амулет с фетишем богини Нейт, инкрустированный голубой пастой. Интересен и скипетр из сарда и золота.

Выше отмечалось широкое распространение медных изделий, среди которых также появились новые предметы, как, например, приборы для умывания, состоявшие из тазика и сосуда с носиком, из которого наливали воду.

Высокого уровня в эпоху Раннего царства достигла обработка дерева. Помимо применения дерева в архитектуре и для саркофагов, из него делали мебель, а также небольшие изящные ларцы и разнообразные туалетные коробочки в виде рыбы, головы быка, газели, корзинки. Как и ларчики с резьбой в виде плетения на стенках, такие коробочки заменили плетеные из тростника. Деревянные изделия часто украшались инкрустацией из слоновой кости.

Произведения художественного ремесла времени Раннего царства
Ножки ложа. Кость.

Из кости же иногда изготовлялись и целые детали предметов, например, ножки кроватей, стульев и больших ларцов. Эти ножки имели форму передних и задних ног быка; таким образом, предмет как бы покоился на мощном животном.

Из слоновой кости вырезали также сосуды, ложечки для благовоний в форме утки, парадные кастаньеты, доски и пешки для игр. Некоторые костяные сосудики были украшены прекрасными рельефными изображениями.

В противоположность расцвету ряда ремесел, изделия из керамики не обнаруживали столь же заметного развития. Глиняные сосуды использовались по преимуществу в качестве кухонной утвари, хранилищ для различных продуктов, а также продолжали употребляться в быту менее состоятельных и беднейших слоев населения. Кроме грубой, плохо обожженной посуды, встречаются и сосуды хорошей выделки. Формы керамики очень разнообразны, причем, наряду с сохранением ряда прежних образцов, появляются и новые, как, например, интересный сосуд с выгнутым носиком.

Фаянсовые изделия, наоборот, показывают определенный шаг вперед по сравнению с произведениями из того же материала времени первобытнообщинного строя. Из фаянса делают теперь статуэтки, изразцы; изобретаются новые оттенки полив. Особенно следует отметить изготовление больших фаянсовых изделий, примером которых может служить высокая цилиндрическая подставка для жертвенника времени Хасехемуи, покрытая зеленой поливой с черными пятнами.

Памятники времени Раннего царства наглядно показывают большие достижения египетского искусства в этот период: в области архитектуры строительство из кирпича и дерева сменило возведение тростниковых построек, а в заупокойных сооружениях уже наметился переход к каменному зодчеству. Существенным было и появление продуманных планировок помещений и сложение мастабы как формы для гробницы последующих веков. В декорировке архитектурных памятников стал применяться рельеф по камню.

Важнейшими явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигур. Большие успехи были достигнуты и в художественном ремесле, где в итоге развития техники и роста мастерства были созданы замечательные произведения, новые по замыслу и высокому уровню выполнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *