Техника живописи и скульптурные приемы        03 августа 2012        58         0

Произведения времени V-VI династий

Египет

Дошедшие до нас произведения времени V-VI династий неравноценны между собою, однако общий уровень работы мемфисских мастерских был все еще достаточно высоким и среди их продукции было много произведений, выполненных с соблюдением основных канонических требований, с правильной моделировкой мускулатуры тел и умелой обработкой поверхности, свидетельствующих о наличии большого количества хорошо обученных, хотя и не всегда высокоодаренных мастеров.

Однако ряд скульптур выделяется среди массы прочих памятников. Некоторые из них, хотя и не выходят за рамки канонов, привлекают к себе внимание отличной работой, свидетельствующей о резце крупного художника.

Прекрасными образцами являются алебастровые статуи мужа и жены (Каирский музей). Они полны несомненного изящества, а выполненные черной краской волосы, брови, ресницы, равно как красные ногти, придают этим памятникам особую законченность. Близка к ним и группа Антинефера с женой, также из Каирского музея, и ряд других. Наряду с подобными скульптурами, ряд памятников трактован гораздо реалистичнее. Таковы, например, отличной работы статуэтки вельможи Метети, современника Унаса, последнего фараона V династии (музей в Бруклине, №51.1; музей в Канзас-Сити, № 51.1) и везира времени VI династии Мерира (Каирский музей), отличающиеся индивидуальностью лиц, своеобразием пышных одеяний и яркостью раскраски. Эти статуэтки принадлежат по своей иконографии к типу «статуй согласно жизни». Интересно композиционное построение фигур известной деревянной супружеской группы в .Лувре: жена, обнимающая мужа обычным жестом, поставлена не рядом с ним — она как будто выглядывает из-за него, несколько нагибаясь вправо, что придает большую живость ее позе. Очень хорошо лицо мужа, несомненно портретное, длинное, с близко поставленными глазами и толстым носом.

Особенно следует выделить деревянную статую зодчего Сенеджемиба-Мехи (выс. 1,06 м), являющуюся выдающимся произведением начала VI династии (музей в Бостоне). Мехи показан в традиционной позе — идущим, в руках у него были посох и жезл, на голове надет короткий парадный парик. Лицо статуэтки, с высоким лбом, поражает своей выразительностью, и это впечатление не нарушает даже утрата глаз, сделанных из разных материалов и некогда, очевидно, необычайно оживлявших образ. Прекрасно проработаны губы, щеки, складки кожи у глаз, около носа и рта. Тщательная моделировка тела, особенно мускулов живота, заставляет забывать о канонической строгости решения памятника. Вряд ли случайно, что так часто особенно высоким качеством отличались именно скульптуры зодчих.

Очевидно, эти люди имели возможность выбирать для изготовления своих статуй наиболее талантливых мастеров.

Произведения времени V-VI династий

Статуя зодчего Сенеджемиба-Мехи. Дерево.

Много интересных разновидностей появляется среди скульптур, изображающих вельмож в позе писцов. Некоторые передают образ писца, приготовившегося к записи диктуемого текста; таковы уже рассмотренные статуи Каи и каирского писца. Особенно выразительна статуя Хети (музей в Хильдесхейме): полный напряженного внимания, он вытянул вперед голову и весь сосредоточился, стремясь не пропустить ни одного слова из того, что ему придется записывать. Зодчий Хнумбаф, в сердабе которого было найдено множество скульптур, в одной изображен писцом, причем в левой руке он держит палетку писца с двумя углублениями для красной и черной красок. Другие статуи изображают писцов читающими лежащий у них на коленях свиток папируса. Иначе решена статуя вельможи Хену, сидящего на кубообразном троне с развернутым папирусом в руках. Поскольку Хену имел не только одно из высших придворных званий единственного семера, но был и руководителем мистерий, то, очевидно, он хорошо знал сложный порядок ритуалов и пожелал, чтобы его знания писаний были засвидетельствованы особым типом заупокойной статуи. Аналогичная стату (в музее в Хильдесхейме), сделанная из дерева, показывает, что такой тип начал складываться в это время как будущий канон для статуй ученых писцов.

Характерны попытки внести возможные в пределах канона изменения в принятые образцы статуй и скульптурных групп. Так, появляются фигуры сидящего на земле вельможи, с поджатой ногой, которая упирается в другую, согнутую в колене (статуя врача Нианхра и статуэтка вельможи, найденная в пирамидном храме Микерина). Композиции групп также становятся разнообразнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *