Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        28 февраля 2012        47         0

Публичные увеселения

Публичные увеселенияКомедии привлекали в театры множество зрителей
Если простой человек устремляется в амфитеатр или на ипподром, то более требовательная публика посещает театры, весьма популярные в то время. Однако можно ли сравнить шестьдесят тысяч мест, предлагаемых римлянам городскими театрами, с двумястами пятьюдесятью тысячами мест, которые ожидают в Большом цирке поклонников бегов? Конечно, театр менее посещаем, чем другие места развлечений. Но нужно иметь в виду, что сегодня самый большой зал в мире вмещает лишь пять тысяч зрителей!

На огромном пространстве сцены невозможно играть серьезные драмы. Римский спектакль — грандиозный, с внушительными декорациями, с комедиантами, певцами, мимами и даже с пантомимами. Они поют, танцуют, читают стихи под аккомпанемент кифар или флейт. Мало-помалу театр становится массовым зрелищем, где текст играет все меньшую и меньшую роль. Публика требует певцов, акробатов.
Впрочем, для римлян, а также, без сомнения, и для лионцев или жителей Константинополя спектакль разыгрывается и на улице. По улицам фланируют праздные плебеи. Под портиками, где бродячие музыканты все время дают свои концерты, люди играют в самые разные игры: кости, бабки и т. д. Вечером горожане устремляются в таверны. Большие города начинают жить ночной жизнью.

Развлечения элиты — танцы, утонченная музыка, поэзия, театральные постановки осуществляются в узком кругу, во дворцах знати. Артистов целиком содержат богачи, в чьих домах они, как правило, и живут. Актеры, арфисты или кифаристы живут как принцы и требуют огромных гонораров: император Веспасиан за единственное выступление кифариста заплатил двести тысяч сестерций. Однако такие привилегированные артисты чрезвычайно редки. Высокое искусство дело профессионалов. Оно недоступно человеку улицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *